Сегодня, 16 ноября, на санкт-петербургском заводе «Герофарм» Президент России Владимир Путин провел выездное совещание о мерах по повышению эффективности системы лекарственного обеспечения россиян.

Обсуждались проблемы доступности медикаментов для населения, механизмы контроля качества лекарственных средств, практика региональных закупок препаратов для льготных категорий граждан.

С докладом выступил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, возглавлявший рабочую группу по подготовке к совещанию.

Публикует стенограмму совещания:

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы с вами находимся на интересном предприятии. Сейчас коротко ознакомился с ним; надеюсь, вам тоже удалось это сделать. И меня очень порадовало, что те, кто организовал этот процесс и это предприятие, сделали это с нуля, причём на самом высоком уровне. Просто, честно говоря, впечатляет, что смогли и специалистов найти, сделать и первые шаги, и довести до промышленного производства, причём самого высокого уровня, класса. Заняли серьёзное положение на рынке и сейчас думают о том, как дальше продвигать эту продукцию на внешнем рынке – уже двигают, планы хорошие и по расширению производства. Это касается не только инсулинов, это касается ещё и других препаратов, уникальных по сути, с высочайшим качеством и с хорошей экономической составляющей.

Мы здесь неслучайно: позавчера был Всемирный день борьбы с диабетом, поэтому я решил посмотреть, как у нас решаются эти задачи, и, честно говоря, было приятно увидеть всё, что мы здесь увидели.

Пуск этого нового производства, причём производства полного цикла, от субстанции до готовых лекарственных форм, – безусловно, это хорошее, особое событие, прежде всего для людей, которые страдают диабетом, а их в нашей стране около 4,5 миллиона – во всяком случае, так было в прошлом году.

Планируется, что завод будет производить инсулиновые препараты в объёмах, которые полностью обеспечат потребности нашей страны в таких лекарствах. Уже 30 процентов на рынке вы занимаете: 30 процентов – уже прилично.

Хотел бы вновь подчеркнуть: повышение качества и продолжительности жизни граждан – это одна из ключевых целей развития страны. Именно вокруг этих задач, вокруг человека всё должно крутиться, всё строиться, в том числе и наши национальные проекты и программы.

Со многими из недугов, даже самыми опасными, сейчас можно успешно бороться – прежде всего благодаря передовым медицинским технологиям и новым поколениям лекарственных средств. А наука, биотехнологии, действительно, очень быстро развиваются.

Помню, когда мы с Татьяной Алексеевной [Голиковой] начинали проект в Москве по центру детской онкогематологии, какие были показатели в стране по борьбе с этими опасными заболеваниями. Сколько выживаемость была на тот период?

В.Скворцова: Была до 15 процентов, а сейчас 90.

В.Путин: Представляете, какая разница! И это в целом по стране. Вот что такое современные технологии, какие результаты они дают, если действовать целенаправленно, прилагая к этому определённые усилия – не только финансовые (конечно, без денег никуда не денешься, но тем не менее не только финансовые), организационные, административные, – то всё получается.

Мы видим это и на примере российской фармацевтической промышленности. За последние шесть лет зарегистрировано почти три тысячи отечественных лекарственных препаратов, полностью отвечающих критериям качества и безопасности.

В июне этого года мы с членами Правительства рассматривали вопросы, связанные с повышением эффективности лекарственного обеспечения. Сегодня продолжим обсуждение с участием членов президиума Госсовета.

Это важно, так как именно субъекты Федерации несут основную нагрузку и ответственность по лекарственному обеспечению граждан. Но дело не в распределении полномочий, разумеется, дело совершенно не этом. Главное, чтобы люди – независимо от того, где они живут, – получали необходимую помощь.

В целом на лекарственное обеспечение в нашей стране ежегодно тратится более 380 миллиардов рублей бюджетных средств, и нам нужно чётко, ясно понимать, насколько рационально они используются и позволяют ли эти траты снять с людей бремя расходов на необходимые лекарственные препараты.

Остановлюсь подробнее на теме доступности именно льготных лекарственных препаратов. Сегодня при амбулаторном лечении их получают 19 процентов граждан страны. 19 процентов – это хорошая цифра, но что на практике мы имеем, с чем мы сталкиваемся: далеко не во всех регионах известно, какое число жителей имеют право на льготные лекарства, сколько пользуются льготой и по какой из государственных программ.

Что это означает в жизни – это означает, что если нет должного учёта, то бюджетные деньги утекают очень часто сквозь пальцы. И главное – не все льготники получают нужные им препараты.

Тревожный фактор – неравенство в финансировании льгот. Так, в 2017 году средние расходы на лекарства для одного льготника различались в регионах Российской Федерации более чем в семь раз. Я понимаю – на проценты, в два раза, но семь раз – это слишком много.

Отличаются и перечни препаратов, которые доступны льготным категориям граждан. Причём, сейчас не буду называть эти субъекты Федерации, в одной области 554 наименования включены в этот список, в другой – 317, а в третьей – только 180. Это тоже никуда не годится.

И причём обращаю внимание, я хоть и не называю эти субъекты Федерации, чтобы никого сейчас не задевать, мы ещё об этом поговорим, когда без прессы будем работать, а что это значит? Люди, граждане проживают в соседних регионах, я говорю о соседних регионах в центре страны, это значит, что общаются между собой: один получает лекарства, а другой – рядом – не получает. Почему? Людям же это не объяснить. Собственно, и объяснять не нужно – нужно просто обеспечить нормальную работу.

В результате льготники зачастую вынуждены оплачивать лекарства из своего кармана. То есть где-то это получают по льготным рецептам, а где-то просто платят. И возмущение таким положением дел абсолютно оправданно.

Получается, что существующая система льготного обеспечения лекарствами малопродуктивна, к сожалению, и не учитывает потребности конкретного человека.

Очевидно, что на местах нужно наводить порядок и с регистром льготных категорий граждан, и с перечнем препаратов для них.

На федеральном уровне мы несколько лет предметно занимались этими проблемами, и создана специальная информационно-аналитическая система мониторинга и контроля закупок лекарств для государственных нужд. Совсем недавно, несколько дней назад, мы на встрече с Правительством как раз тоже об этом говорили, и Вероника Игоревна [Скворцова] рассказывала о том, как эта система запускается.

Она призвана обеспечить прежде всего прозрачность закупок за счёт бюджетных средств, но основная цель – не допускать завышения цен. С её внедрением появится возможность блокировать любые попытки завышения цены – значит, сохранить, рационально использовать бюджетные средства, направить их на повышение качества льготного обеспечения лекарствами наших людей и, что особенно важно, кардинально повысить их доступность, увеличить количество людей, пользующихся такими льготами.

При этом необходимо поднять на новый, более высокий уровень всю систему обеспечения лекарственными средствами. И, разумеется, жду от Правительства конкретных и чётких предложений и мер на этот счёт.

Ещё одна важная тема – это пресечение негативной практики, когда власти регионов, игнорируя принципы конкуренции, определяют единственных поставщиков лекарственных препаратов. Такими привилегированными исполнителями, как правило, становятся местные унитарные предприятия. Да и бог бы с ними, если бы они корректно работали, но это, как правило, не так, уважаемые коллеги. Эти предприятия ориентируются прежде всего на собственную выгоду и, к сожалению, очень часто злоупотребляют своим монопольным положением на рынке: цены завышают просто. А других поставщиков нет, потому что назначаются единственные.

Это приводит к завышению цены, а значит, к уменьшению количества лекарств и количества людей, которые их получают, к неэффективным расходам приводит, в конечном итоге, бюджетных средств, и люди страдают от этого. Мы уже принимали решения по этим вопросам. Хотел бы услышать, что здесь сделано – причём не на словах, а по существу, на деле.

Мною обозначен лишь ряд направлений, которые требуют обсуждения. В повестке нашего совещания есть и другие темы, такие как обеспечение лекарствами больных редкими, так называемыми орфанными заболеваниями. Со следующего года федеральный бюджет берёт на себя обеспечение лекарствами по пяти таким заболеваниям. Ежегодно на эти цели будет выделяться по 10 миллиардов рублей. Однако проблемы здесь тоже остаются, и их немало.

Напомню также, что к 2024 году во всех регионах должна заработать система электронных рецептов. Проанализируем, что сделано и по этому направлению.

Давайте начнём работать.

Слово Станиславу Сергеевичу Воскресенскому. Пожалуйста.

С.Воскресенский: Уважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!

Вашим майским Указом поставлена амбициозная задача в области демографии и здравоохранения. Важным звеном выполнения поставленных задач является система организации лекарственного обеспечения.

Для жителей нашего региона, я думаю, как и для жителей всей страны, очень важно решение проблем в сфере здравоохранения и с лекарствами. В Ивановской области, кстати говоря, мы намерены не только повысить качество и доступность услуг, мы вообще рассматриваем здравоохранение как перспективную индустрию экономики региона. Потенциал у нас есть – это и наличие в регионе сильного медицинского вуза, и квалифицированные кадры.

В своем выступлении затрону три блока вопросов, которые волнуют сейчас регионы.

Первое, и Вы об этом говорили в своем выступлении, – это обеспечение льготных категорий граждан.

Законодательством России предусмотрено, что финансовое обеспечение прав граждан на льготное лекарственное обеспечение может проводиться за счет средств федерального и регионального бюджетов. При этом перечень лекарственных препаратов, утвержденный для обеспечения федеральных льготников, включает 357 наименований лекарств, в то время как у региональных льготников право на обеспечение распространяется как минимум на весь перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (сейчас это 699 наименований).

За последние семь лет норматив финансовых затрат на обеспечение граждан лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета вырос почти на 40 процентов. В то же время у федеральных льготников есть право отказаться от получения лекарства в пользу денежной компенсации и далее обратиться за бесплатным лекарственным обеспечением за счет региональных бюджетов. 80 процентов федеральных льготников так и поступают. Мы понимаем, что граждане используют это право не от хорошей жизни и воспринимают денежную компенсацию как прибавку к доходам, однако это существенно увеличивает нагрузку на региональные бюджеты.

Расчеты показывают, что до 50 процентов расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на льготные лекарства, приходится на таких федеральных льготников. С учетом того, что бюджетные возможности у регионов разные, Вы об этом сказали, подушевые расходы действительно от региона к региону различаются более чем в семь раз. Получается, что реализация прав граждан на обеспечение лекарствами ставится в зависимость от финансовых возможностей региональных бюджетов.

Мы понимаем, что проблема системная и решать ее надо поэтапно. И в перспективе, по-хорошему, как и намечалось когда-то в стратегии по лекарственному обеспечению до 2025 года, необходимо переходить на современные механизмы финансирования системы обеспечения лекарствами. Но ряд решений, которые позволят навести порядок, можно принять уже сейчас, причем эти решения не требуют денег – это решения, о чем Вы говорили в своем выступлении, требующие повышения эффективности работы.

Во-первых, сделать единый регистр федеральных и региональных льготников в субъектах Российской Федерации. Во-вторых, предусмотреть в законодательстве обеспечение федеральных льготников по всему перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Эти решения позволят оптимизировать финансовое планирование на уровне региона и за счет этого повысить эффективность обеспечения граждан лекарствами.

Важным решением последнего десятилетия стало формирование федеральной программы обеспечения дорогостоящими лекарствами, так называемой программы семи высокозатратных нозологий. Более 180 тысяч пациентов с такими тяжелыми заболеваниями, как злокачественное заболевание крови, гемофилия, получили реальную возможность лечиться инновационными дорогостоящими препаратами.

С момента создания программы появились новые инновационные лекарства, которые предназначены для борьбы с этими болезнями. Зачастую специалисты федеральных центров назначают пациентам именно эти препараты, а в перечень программы не всегда эти препараты включены. Поэтому мы считаем правильным расширять и обновлять по мере возможности перечень лекарственных препаратов для обеспечения пациентов в рамках программы «Семь высокозатратных нозологий».

Все регионы, конечно же, Владимир Владимирович, с благодарностью восприняли решение по орфанникам. С 1 января 2019 года погружаются пять заболеваний, и, конечно, это разгрузит частично региональные бюджеты, а значит, мы эти деньги направим на приобретение других лекарств. Однако, например, в Ивановской области из 114 граждан с орфанным заболеванием только три человека перемещаются в эту программу с 1 января. В отношении остальных лиц из числа орфанников обязанность обеспечения остается на субъектах Российской Федерации. Поэтому просим продолжить постепенную передачу лекарственного обеспечения лиц, страдающих орфанными заболеваниями, на федеральный уровень.

Теперь второй блок вопросов – это доступность лекарств по рецептам.

К Вам на «Прямой линии», Владимир Владимирович, граждане постоянно с этим обращаются – что их элементарно не обеспечивают лекарствами по рецептам, и часто, как выяснилось, проблемой являются недостатки в управлении логистикой лекарственных препаратов.

Проблема: информационные системы регионов в большинстве случаев – хотя многие коллеги, мы сейчас обсуждали, уже настроили свои информационные системы (но далеко не все) – сегодня не сопоставляют объем выписанных рецептов и объем выданных льготных лекарств.

Эту проблему предлагаем решать за счет полной автоматизации процедур сопровождения рецепта от момента его выписки до получения лекарства пациентом. Для этого необходимо обеспечить развитие регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения. Такая система должна замыкаться на регистр пациентов, единую базу нормативно-справочной информации, в том числе с последующим полномасштабным переходом на систему электронных рецептов.

И третье – закупки. Сегодня зачастую процедура закупок длительная, и на практике, чтобы закупить один препарат, порой уходит до шести месяцев. Некоторые регионы действительно создают, чтобы сократить эти сроки, специальные уполномоченные компании. С точки зрения ФАС такие подходы вызывают вопросы.

Мы просим ФАС внимательно проанализировать эту практику с учетом реальной практики длительности процедур и первостепенной задачи по своевременному обеспечению граждан лекарствами.

Кроме того, мы поддерживаем в соответствии с ранее данным Вашим поручением поэтапный переход к использованию референтных цен при закупках взаимозаменяемых лекарств. Надеемся, что это обеспечит определенную экономию средств и сократит сроки обеспечения граждан лекарствами. Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо.

Стенограмма и фото — kremlin.ru

Источник