Матвей готовит сок для мамы.

В Иванове набирают популярность образовательные центры, где с малышами занимаются по методике Монтессори, предполагающей учитывать активность и интересы детей в повседневной жизни. Интересно, а можно ли самим обустроить собственную квартиру с учетом этой методики? «Можно и обязательно нужно», — отвечает ивановка Виктория Карпанова. Вот уже второй год она использует эту методику, воспитывая маленького Матвея.

Чтобы до расчески не тянуться…

В прихожей приветливо встречает хозяйка квартиры, показывает взрослую вешалку для верхней одежды, а ее сын Матвей – детскую пониже. Чуть подальше — и его маленький шкафчик. «Вариант одежды на прогулку, — поясняет Виктория, — сын выбирает сам, а в случае неудачи с горшком легко находит себе сухое сменное белье».

 

Двухлетний Матвей – самостоятельный мужчинаОдежду на прогулку Матвей выбирает сам.

 

Проходим в ванную комнату. Тут кроме привычной подставки для доступа к крану есть еще и удобный деревянный детский столик со всем необходимым для мытья рук. Виктория обращает внимание на то, что родители обязательно должны организовать место для личной гигиены детей. Пусть там будут тряпочки или старые полотенца, чтобы убрать лужу, туалетная бумага или влажные салфетки, бумажные платочки для вытирания носа. Там же должны стоять легко доступные для малыша мыло, зубная щетка, расческа.

Всё сказанное хозяйка квартиры подтверждает собственным примером. Когда же еще родителям заботиться о развитии детской самостоятельности, если не с раннего детства?

Всё по полочкам

 

Двухлетний Матвей – самостоятельный мужчина

 

Экскурсию продолжаем в детской — комнате двухлетнего Матвея. Внимание сразу же привлекают низкие деревянные стеллажи с полочками, на них – оригинальные подносы, сундучки, шкатулочки тоже из дерева или металла. Здесь же — мешочки и корзинки с материалом для изучения. Его немного, он классифицирован, систематизирован с учетом методических и возрастных особенностей двухлетнего почемучки. Удобно заниматься, удобно ставить на свое место, порядок обеспечен. «Если какие-либо задания уже не привлекают сына, я их убираю на балкон, а потом, через какое-то время, достаю снова», — поясняет хозяйка квартиры. Уже освободившееся место занимают новые и неизведанные материалы.

Как же их выбрать и не ошибиться? Всё очень просто. Нужно успеть заметить, к чему тянется ребенок, и прожить вместе с ним его увлечение. В этом еще одна особенность методики. Из таких наблюдений и появился в квартире семьи Карпановых настоящий хоть и небольшой верстачок с такими же настоящими инструментами. «Матвей от рубанка неделю не отходил, — улыбается Виктория. – Еще бы: ведь с его помощью получается такая красивая древесная стружка!».

Кроме того, на эту тему еще заготовлены специальные карточки с изображением различных инструментов, репродукции картин, книги. То есть, познание начинается со знакомства с реальными предметами, а завершается уже поиском их на фотографиях и картинках. Ребенок постоянно увлечен, занят. Конечно, интерес к определенному делу достигает своего пика и угасает, но не бесследно, а обогащая его навыками и умениями. Так он готовит себя к следующему этапу познания.

Роль кулинарии в… педагогике

Экскурсию продолжаем на кухне — самой главной зоне развития.  Удивляет невысокий обеденный стол, на нем в открытом доступе все столовые приборы и стеклянная посуда. «Каждое утро я ставлю Матвею чашу мультиварки, он берет соль, сахар, овсянку в баночке, ложку, кувшинчик с водой. Всё это с удовольствием высыпает, смешивает, затем мы ставим готовить», — рассказывает Виктория.

 Для кулинарных дел Матвея отведен специальных столик, так называемая «зона кулинарии», где он может нарезать для себя яблоко или банан безопасными ножами для фруктов. Есть формочки, с помощью которых он вырезает фигурки и выпекает вместе с мамой вкусное фигурное печенье… Кто будет спорить, что еда, приготовленная самостоятельно, вдвое вкуснее? Эту проверенную истину могут взять на заметку многие мамы.

«Активно участвуя в приготовлении пищи и сервировке стола, — говорит об этом молодая мама, — малыш получает ценный опыт: богатую палитру сенсорных ощущений, способность к концентрации. Он развивает силу воли: ведь нужно  удержаться, чтобы не съесть всё еще во время приготовления, понимает и запоминает простые алгоритмы действий, которые обязательно вместе со мной проговариваются и составляют сначала пассивный, а в дальнейшем и активный богатый словарный запас».

Мы в ответе за тех, кого приручили

На подоконнике бросается в глаза небольшой огородик. Там в горшочках и приспособленных емкостях посажено всё, что быстро растет: фасоль, лук, «кошачья» травка, а также комнатные цветы. Кстати, цветочных букетиков по всей квартире немало: композиции из сухоцветов, полевых цветов, веточки вербы, хвои, букетики одуванчиков, сирени. «Цветы собираем мы вместе с Матвеем, — делится Виктория, — а уже букетики из них составляет он сам – так, как ему видится композиция».

Особенно любимы в семье незабудки и вероника. Цветы не только радуют глаз, но и прививают эстетические чувства. 

 В квартире нашлось место даже для живого уголка с перепелками, аквариумом с рыбкой и улитками. И обо всех нужно заботиться. Сколько же забот у двухлетнего мальчишки! Таким образом ребенок учится брать ответственность не только за себя, но и за других.

В коридоре между детской и кухней располагается специальный уголок для творчества: мольберт, листы бумаги, карандаши, восковые мелки, гуашь. Нет только фломастеров, потому что они не дают возможности изучать свойства красящихся предметов: ни толщину и насыщенность линий, ни силу нажима для получения разных эффектов.

Муж – единомышленник и помощник

Вот как вспоминает Виктория о том, с чего началось ее увлечение методикой Марии Монтессори: «Несколько лет назад я увидела снимок столичной Монтессори-среды, сделанный одним из местных фотографов. И сразу решила, что у моего ребенка всё будет именно так».

К поставленной цели Виктория подошла очень серьезно: обратилась к первоисточникам, перечитала основные труды Монтессори. Многое удивляло, восхищало, будоражило мысли. А главное, совпадало с собственным мировоззрением, ведь сама она выросла в многодетной семье. Очень важно, что педагогические взгляды Виктории разделяет ее муж, без которого трудно было бы обустроить домашний уют. Почти всё в доме сделано его руками: стулья, скамеечки под рост ребенка, кухонный остров, шкаф для детской одежды…

   Справка «ИГ».  Мария Монтессори — итальянский педагог и врач первой половины XX века. Предложенная ею педагогическая система основана на идеях сво­бод­но­го вос­пи­та­ния. Важное место в ней отведено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды. Основными принципами системы являются самостоятельность ребенка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка.

     (Википедия)

 В своей жизни Виктория отводит важное место самообразованию. Она стремится стать достойным примером для своего сына. Помогают ей в этом специальные курсы в Международном институте Монтессори-педагогики. Кстати, в этом году Викторию ждет экзамен по курсу раннего развития ребенка (до трех лет). Но на этом она завершать свое обучение не торопится, так как Матвей растет и следовать за ним, опережая его, – настоящее счастье!

Всю предыдущую жизнь (десять лет работы в журналистике, увлечение фотоделом, спортом) Виктория Карпанова считает лишь подготовкой к главному своему делу – воспитанию сына. Это очень непросто, признается она. «Но когда видишь результат общего с мужем труда в своем ребенке, то понимаешь: оно  того стоит!»

    

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here