О том, как создавался энергопоезд, в свое время писали газеты.

В 1943 году началось возрождение промышленности и коммунального хозяйства в освобожденных от немецких захватчиков районах. Наладить нормальную деятельность было невозможно без энергоснабжения. На начальном этапе значительную роль в проведении реконструкции сыграли энергопоезда, которые выполняли функции мобильных электростанций. Один из них приехал из Ивановской области.

 Энергопоезд – это паровая электростанция, установленная не в здании на железобетонном фундаменте, а в железнодорожных вагонах. Каждый такой поезд запускался в эксплуатацию после двух-четырех недель подготовки. По сравнению со стационарной электростанцией экономия времени была колоссальной: строительство новых, даже временных занимало не меньше полугода. Энергии, производимой поездами (от 500 до 1500 кВт), хватало на освещение восстанавливаемых объектов, откачку воды из затопленных шахт, а также на бытовые нужды. Затем энергопоезд перегоняли в другой район.

 30 ноября 1943 года ЦК ВКП(б) поручил Ивановскому областному комитету партии и ивановской энергетической системе Ивэнерго оборудовать энергопоезд для нужд Донецкого бассейна – стратегически важного пункта экономики страны. По решению обкома в помощь Ивэнерго привлекли ряд предприятий: завод Ивторфмаш, ивановское отделение «Энерготекстиль», ремесленное училище № 12… Монтировали энергопоезд на ИвГРЭС – ведущей электростанции Ивэнерго.

 «Коллектив ИвГРЭС, – отмечал тогда главный инженер Ивэнерго Кондаков, – как основной участник этих работ, справился с заданием в исключительно сжатые сроки, преодолевая при этом нехватку строительных и монтажных материалов, а также технические трудности, полностью оборудовал энергопоезд».

 31 декабря приемная комиссия дала высокую оценку качеству монтажа. «Наши люди работали с энтузиазмом, – вспоминал старший инженер производственно-технического отдела Ивэнерго Борисов. – Были случаи, когда по несколько суток они не покидали своего рабочего места, чтобы закончить всё в срок». Приходилось быстро решать сложные задачи по улучшению конструктивных элементов поезда, находить заменители дефицитных материалов и не снижать при этом, а повышать прочность узлов и агрегатов.

 В числе особо отличившихся работников назывались слесари турбинного цеха ИвГРЭС Фёдоров, Пономарёв и Муравьёв, электромонтеры Прохоров и Кулев, мастера электроцеха Ануфриев и Шарков, а также замначальника электроцеха Соколов. Умело руководили монтажом начальник железнодорожного депо ИвГРЭС Большаков и начальник турбинного цеха Филиппов. Они в значительной мере обеспечили успех дела.

 Ивановский энергопоезд № 27 состоял из трех вагонов. Один из них – машинный зал, где был смонтирован турбогенератор мощностью в 1100 киловатт. Там размещались распределительное устройство и щит управления генератором. Во втором вагоне находились конденсатор и насосы, щит управления местных нужд и помещение для вахтенного персонала. Третий вагон представлял собой открытую подстанцию с трансформаторами, преобразующими электрическое напряжение для использования потребителями.

 Мощный паровоз типа «ФД» одновременно выполнял две функции: вез вагоны и вырабатывал пар для электростанции.

 В 1944 году ивановский энергопоезд был направлен в Донбасс. Он стал весомым вкладом трудящихся области в восстановление освобожденных районов страны.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here