Оргтехника, когда-то считавшаяся передовой, в некоторых школах уже требует замены.

В книге Евгения Велтистова «Победитель невозможного» — продолжении «Приключений Электроника» — мальчик-робот дает урок вместо учителя математики. Так ли уж далеко это будущее?

  Освежить знания по химии смогут и родители

В последнее время всё чаще говорят о реформировании школы. Ведь для создания цифровой экономики, высокотехнологического производства необходимы хорошо подготовленные кадры.

Так как знания, полученные в школе, быстро устаревают, планируется создать электронные курсы, благодаря которым каждый может повысить свой уровень. С 2018 года запущен специальный проект «Цифровая образовательная среда» (реализовать его планируется к 2024-му). В рамках его предполагается создание образовательного контента, доступного всем, системы онлайн-курсов, личных кабинетов обучающихся…

Как рассказали в департаменте образования, в прошлом году пять регионов выиграли субсидию на внедрение данного нацпроекта. В этом году Ивановская область также будет подавать заявку на участие.

Составной частью нацпроекта является «Цифровая школа»: сейчас создается учебный контент (разработка уроков, заданий, тестов…), к которому любой желающий будет иметь свободный доступ. Таким образом, у детей будет возможность получать знания самостоятельно.

Предполагается, что при реализации этого проекта изменится роль учителя, который будет выступать как куратор, направляющий ребенка в соответствии с его приоритетами. Учебный процесс же станет более индивидуален.

Не правда ли, почти фантастическая картина?.. Волей-неволей вспоминается, например, Владислав Крапивин и его персонаж Матвей Радомир, подключавшийся для занятий к Вселенскому информаторию…

Интерактивная доска заменяет зарядку

К цифровизации школы учителя относятся по-разному, хотя в большинстве своем признают пользу новых технологий в учебном процессе. В нашей области в школах используются интерактивные доски, ноутбуки, компьютеры, веб-камеры, а также личные мобильники детей…

«Интерактивные доски есть практически в каждом кабинете, и ребятишки очень любят с ними заниматься, — рассказывает учительница начальных классов одной из шуйских школ Наталья Кондратенкова. — В начальных классах к каждой доске прилагается электронный диск, на котором есть как учебный материал, так и проверочные задания разного уровня сложности».

Как рассказывает учительница, задания на этом диске подобраны с электронными мультяшными героями, что очень увлекает детей, стимулирует их к решению. С помощью интерактивной сенсорной доски на математике школьники выбирают из различных вариантов правильный ответ, на русском языке сортируют существительные по родам…

«Есть и еще один важный момент, — добавляет Наталья Николаевна. — Маленьким нужно больше двигаться, а работа с интерактивной доской довольно динамична». 

Ноутбук позволяет видеть звездное небо

По словам учителя математики родниковской школы Елены Шимичевой, интерактивная доска на ее уроках — кладезь возможностей: «На алгебре можно строить различные графики и легко менять их при изменении коэффициента: увеличивать, сдвигать вправо, влево. На стереометрии могу изобразить модель в любой вариации, отобразить симметрию».  

Как рассказывает Елена Шимичева, детей она приучает работать с доской с пятого класса и вскоре они свободно на ней занимаются. Интерактивная доска позволяет подходить к обучению дифференцировано, благодаря наглядности дети лучше понимают материал. Есть и выход в Интернет, где существуют специальные программы для обучения.

Учительница физики еще одной родниковской школы Ольга Жбанова на своих уроках широко использует возможности мобильного класса, состоящего из 25 ноутбуков. «У нас есть доступ в Интернет, и задействовать ноутбуки можно на любом этапе урока: при объяснении, закреплении и контроле знаний».

Готова ли школа отказаться от мела и тетрадок?

Большую помощь цифровые технологии оказывают при изучении астрономии. Есть, к примеру, программа Стеллариум, отображающая реалистичное звездное небо в формате 3D, каким оно видно в телескоп –  можно выполнять огромное количество заданий. «Наблюдения на улице организовать сложнее: то погодные условия не позволяют, то детей поздно вечером не соберешь», — говорит Ольга Владимировна.

По ее словам, цифровые технологии очень полезны при обучении детей, так как очень органично сочетаются с тем, что подротски имеют в современной жизни.    

Писать сочинения детям всё сложнее

Вместе с тем педагоги отмечают и негативные моменты использования новых технологий на уроках.

По словам Елены Шимичевой, при взаимодействии с интерактивной доской очень устают глаза, поэтому приходится переключать детей на другой вид работ. Например, в начале урока упражнения с умной доской, затем в тетрадях, потом — с обычной доской и опять с интерактивной.

Как говорит Наталья Кондратенкова, занятия с сенсорной доской малыши не всегда воспринимают серьезно: «При ошибке звучит специфическая музыка, и дети иногда специально нажимают неправильный ответ, чтобы прослушать ее», — рассказывает педагог.    

Учителя же русского языка и литературы уже давно говорят о проблемах с речевым развитием детей, утрате ими навыков письма, и, как следствие, способности к творчеству. «Цифровые технологии быстро предоставляют детям любую информацию, но мыслить их совершенно не учат, — считает родниковский психолог и педагог Светлана Коврова. — Проверяешь заданный на дом доклад — всё четко написано, красиво оформлено. Просишь рассказать, о чем он — дети ответить не могут. А уж с написанием сочинения вообще большие сложности».

Дальнейшая «цифровизация» школы будет еще больше способствовать этим негативным тенденциям. 

Известный петербургский психолог Рада Грановская считает, что человеку цифрового мира свойственна клиповость мышления (яркая информация черпается ограниченными порциями). Такие люди не могут освоить большой объем сложного материала. Цифровое же образование будет подстраиваться под «клиповость», а не преодолевать его.   

 Кстати. Европейские исследователи выявили, что материал, прочитанный с бумажной книги, усваивается и запоминается лучше, чем с электронной. А после изучения итогов работы 400 виртуальных «цифровых» школ в США было выявлено, что 80% обучающихся в них имеют низкие показатели успеваемости.

 Рассуждая о модернизации школы в «цифровом» направлении, учителя опасаются падения роли учителя, и, как следствие, снижение качества образования. Ведь педагог способен организовать дифференцированный подход к обучению для каждого ученика и каждого класса, заинтересовать детей своей увлеченностью предметом.

Психологи опасаются, что при внедрении такой модели обучения школьники еще в большей степени потеряют умение общаться, дружить, выстраивать социальные связи. «Уже сейчас дети разучились общаться, — рассуждает Светлана Коврова. — А при «цифровизации» школы этот навык у них окончательной сойдет на нет».

Мобильные классы уже морально устарели

Многие педагоги считают, что ценности традиционной школы нужно сохранить, а «цифра» будет хорошим дополнением к ней. Но и тут возникают свои проблемы.

В глубинке оснащение новыми цифровыми технологиями еще долгие годы будет оставлять желать лучшего. Как рассказывает преподаватель искусства Светлана Коврова, старенький компьютер в классе есть, но выход в Интернет с него (низкая скорость, ограничения на некоторые сайты из-за несовершеннолетних пользователей) был ограничен. Поэтому приходится готовиться к урокам дома или же приносить в школу флеш-модем. Во время урока компьютер неоднократно отказывал, так что тщательно подготовленные презентации биографий композиторов или художников приходилось рассказывать «без наглядности».

По словам Ольги Жбановой, ее мобильному классу уже девять лет. Если раньше заряда аккумулятора в ноутбуках хватало на шесть часов, то сейчас не каждый способен нормально отработать полтора часа.

Интерактивным доскам, которыми так гордятся учителя, уже по 10-15 лет, поэтому многие из них «дурят», например, не реагируют на прикосновения. А на их ремонт у школ не всегда есть деньги.

«Цифровым» оборудованием — интерактивными досками, планшетами, мобильным классом… наша школа была укомплектована 10-15 лет назад», — вторит завуч по учебной работе Пучежского лицея Любовь Минеева. — Техника стремительно устаревает, выходит из строя. Некоторые интерактивные доски сейчас работают только как экраны…» 

     

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here