Хвостатые доктора
Канистерапевтом может стать собака любой породы.

Домашние животные помогают детям с ограниченными возможностями здоровья добиться прогресса в лечении и быстрее социализироваться. Как собаки и лошади исцеляют детей, рассказали ивановские зоотерапевты
 Наблюдайте за насекомыми и рыбками в пруду

«Зоотерапия, или анималотерапия, – это метод лечебного воздействия на организм человека с помощью домашних животных. Выделяют иппотерапию (когда в лечении используются лошади), канистерапию (при помощи собак), дельфинотерапию. Иногда применяют и насекомых, например пчелиный или муравьиный яд», – пояснила корреспонденту «ИГ» ивановский психотерапевт Наталья Бирина.

По ее словам, зоотерапия мягко воздействует на организм человека и в ряде случаев помогает справиться с тревогой (канистерапия), улучшить координацию и укрепить определенные группы мышц (иппотерапия), наладить эмоциональный баланс (фелинотерапия – с помощью кошек). Занятия с животными часто рекомендуют пациентам в реабилитационном периоде, после травм, инсультов, а также склонным к депрессии и тревожным расстройствам.

«Особенно эффективна зоотерапия в лечении детей, потому что маленький пациент в присутствии взрослых, врачей часто насторожен и напряжен. Иногда он отказывается от лечения и реабилитационных упражнений, но может чувствовать себя комфортнее и увереннее в присутствии животного. Также есть данные, что зоотерапия благотворно влияет на людей с повышенным артериальным давлением и другими проблемами сердечно­сосудистой системы. Еще одна группа пациентов, которым особенно показана такая терапия, – пожилые люди с болезнями Паркинсона и Альцгеймера», – рассказала Наталья Бирина.

Семье, где есть ребенок-аутист, можно завести домашнее животное, но надо исходить и из отношения малыша к братьям нашим меньшим. Если он панически боится собак или агрессивен к кошкам, то стоит воздержаться от этого шага.

Пытаясь понять потребности животного, общаясь с ним, ребенок начинает проявлять эмпатию и учится коммуницировать – а это как раз качества и умения, которых не хватает пациентам с аутизмом.

Конечно, необходимо тщательно выбирать породу будущего четвероногого друга. Например, бойцовские собаки и недружелюбные виды кошек – не лучший вариант. Нужно остерегаться заводить слишком подвижных, активных, «громких» животных, так как это может привести к сенсорной перегрузке малыша (перенапряжению со стороны органов чувств).

Читайте также  Ивановцев "приводят" в травмпункты ватрушки, коньки и скользкие улицы

Не стоит пренебрегать зоотерапией со специально обученными животными, ведь они лучше реагируют на потребности ребенка. Доброжелательный четвероногий друг может стать тем самым мостиком к внешнему миру, с которым у детей-аутистов часто нарушен контакт.

«У ребят с аутизмом есть нарушения в эмоциональной сфере, поэтому любое соприкосновение с природой обычно благоприятно отражается на их здоровье и способствует стабилизации эмоционального фона. Поэтому рекомендуется не только заниматься с обученными животными и общаться с домашним питомцем, но и чаще бывать на природе: наблюдать за насекомыми и рыбками в пруду, слушать пение птиц, изучать их поведение, кормить белок. Это способствует повышению концентрации внимания, уменьшению вспышек гнева, свойственных таким пациентам, улучшению сна», – порекомендовала Наталья Бирина.

Собака должна обладать железными нервами

Ивановский канистерапевт Александра Шалаева в 2018 году запустила проект «DogShow Иваново» – со своей любимицей из приюта «ЗОО 37» рыжей дворняжкой Лайдой. Александра рассказала «ИГ», что у этой собаки была очень расшатанная психика, отсутствовала какая-либо социализации. «Так как я училась еще и на кинолога, для меня было интересно приучить собаку из приюта жить в обществе», – уточнила девушка. После дрессировок Лайда научилась давать лапу, ездить в общественном транспорте…

Справка. История канистерапии уходит корнями в 1796 год, когда в английском графстве Йоркшир основали больницу для душевнобольных «Ретрит». Там заменили традиционный для того времени метод лечения пациентов с психическими расстройствами при помощи смирительных рубашек и лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия. В терапии стали применять собак. Врачи отмечали положительное влияние животных на больных – у них снизились агрессия и частота приступов.

 Приучать дворнягу к обществу Александра начала с участия в различных детских праздниках, которые проходили в приютах, библиотеках. Кроме того, Лайда неоднократно выступала в соревнованиях по аджилити, танцах с собаками…

«Со временем я подумала, что просто выступать на праздниках – мало. Мы начали проходить обучение по канистерапии: выбору музыки для занятий, какие задания можно давать собаке, как взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья…» – пояснила Александра Шалаева. Собака должна была показать стрессоустойчивость, спокойно реагировать на громкие звуки, шум, на дерганье – ведь дети часто не контролируют свои движения и могут невзначай резко задеть собаку.

Читайте также  В деревне Кинешемского района появилась баня с буфетом

Испытание оказалось не таким простым: Лайде удалось пройти тест лишь с третьего раза. Зато после этого Саша и ее рыжая любимица получили сертификаты и право быть канистерапевтами.

Читают сказки четвероногим терапевтам

В Иванове детей в то время еще не лечили с помощью собак, поэтому Александра и решила безвозмездно заняться проектом. Начала через знакомых оповещать людей о новой возможности лечения.

«Есть дети, которые изначально боятся собак. Точнее, родители закладывают им мысль, что их нужно опасаться. Такие, конечно, к нам не приходят. Но немало тех, кто очень любит животных и с удовольствием пробуют канистерапию. При этом все понимают, что чуда сразу не случится: собака – не волшебник и одного занятия мало», – рассказала Шалаева.

Команда канистерапевтов теперь пополнилась: четыре человека и четыре собаки пород бордер колли, шпиц и хаски. А вообще четвероногими лекарями может стать любая собака, главное, чтобы у нее была устойчивая психика. Во время обучения тестирование проходил даже питбуль.

Во время занятий по канистерапии дети читают собакам сказки – так малыши учатся не бояться, не стесняться. «Ярким примером эффективности такого лечения стали занятия с пятилетней девочкой, имеющей ДЦП. Она практически не двигалась, поэтому мы укладывали ее рядом с собакой. Девочке было так интересно посмотреть на Лайду, что она начала потихоньку поворачиваться. Да, это случилось не сразу, мы почти год с ней занимались», – рассказала Александра Шалаева.

Рыжая Лайда относится к занятиям с детьми по-особенному – это для нее работа, в присутствии детей она не может позволить себе никаких шалостей и ведет себя сдержанно, выполняет всё, что от нее требуется.

Александра и ее команда бесплатно помогают не только детишкам, но и пожилым людям, и даже вполне здоровым, – всем, кому нужны положительные эмоции. Уточнить информацию можно, написав Александре Шалаевой в соцсетях или позвонив по телефону: 8-961-972-41-23.

Читайте также  В деревне Кинешемского района появилась баня с буфетом

Даже тепло, исходящее от лошади, оказывает благотворное влияние

В Иванове бесплатные занятия по иппотерапии ведутся в спортшколе № 11. Директор Татьяна Чернова рассказала, что реабилитацию проходят 20 особенных детей с 6 до 18 лет. Программа рассчитана на три года.

«Иппотерапия оказывает лечебное воздействие на детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Во время езды на лошади у ребенка задействуются мышцы, которые он не может использовать в силу ограничений по здоровью. Также от животного передается тепло – у пациента начинает улучшаться кровообращение. Кроме того, с лошадкой у детей происходит общение, ее можно покормить, погладить», – отметила Татьяна Чернова.

Хвостатые доктораДля иппотерапии подходит низкая лошадка с широкой спиной.

Спрос на иппотерапию в области есть, но в школе число детей, кто может заниматься бесплатно, ограниченно. О наличии мест можно узнать по телефону: (4932) 30-33-84.

Тренер-преподаватель 11-й спортшколы Анна Груздева уточнила, что в школе только одна лошадь, которая может заниматься с особенными детьми, – это 15­летний Маэстро. Лошадь для иппотерапии должна быть невысокой, спокойной и с широкой спиной, для удобства.

Справка. Иппотерапия – лечебная верховая езда. Родоначальницей считается датская спортсменка Лиз Хартель. Переболев полиомиелитом, она была частично парализована. Девять лет упорных реабилитационных тренировок с лошадью дали ошеломляющие результаты: в 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки Лиз Хартель завоевала серебряную медаль по выездке.

 Занимаются особенные дети один раз в неделю. Они не просто катаются на лошади верхом, а выполняют упражнения, в том числе с инвентарем: вначале дети ложатся на лошадку, затем переворачиваются на спину, потом садятся боком. Те ребята, кто хорошо держит равновесие, работают с массажным мячом, напоминающим ежика, чтобы проработать ладошки и развить координацию.

«Но, конечно, для особенных детей нужны комплексные занятия: логопедические, рисование, плавание… Поэтому я не могу сказать, что именно иппотерапия дает результат и особенный ребенок достигает прогресса. Но вклад животных в выздоровление, безусловно, есть», – уточнила Анна Груздева.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here