Наталья Суркова вручает цветы Евгению Князеву на закрытии фестиваля.

В воскресенье подвели итоги I Международного фестиваля «Островский-FEST». Задачи выбрать лучший спектакль не стояло: все постановки, приехавшие в Кинешму из разных стран, были по-своему интересны

 В зале ставили дополнительные стулья

Напомним, идея создания подобного фестиваля на земле великого драматурга возникла в Кинешемском театре. Ее представили губернатору Станиславу Воскресенскому, и он поддержал проект, в том числе финансово: на фестиваль выделили 1,8 миллиона рублей.

«Островский-FEST» неслучайно состоялся в августе (казалось бы, на лето театральная жизнь замирает): это было сделано для того, чтобы туристы, приезжающие на теплоходах в Кинешму, смогли посетить театр. И действительно, на спектаклях был аншлаг (на малой сцене театра приходилось ставить дополнительные стулья).

В Кинешме сыграл «золотой тромбон Европы»

Несмотря на то, что все фестивальные спектакли были камерными (в этом состояла идея театрального форума), их играли и на малой, и на большой сценах. Некоторые из постановок из-за смены «формата» приходилось адаптировать буквально перед показом.

Так было со спектаклем «Мост любви» норвежского театра «Бриз» из Осло. Исполнитель главной роли Андрей Антужан играет этот спектакль в разных странах, но обычно в зале при этом присутствуют 25 человек, а в Кинешме зрителей было больше 200. И, тем не менее, актер держал зал до последнего момента.

Кстати, автором истории, рассказанной со сцены, является Юрий Вяземский, ведущий передачи «Умники и умницы», а режиссером-постановщиком стал Геннадий Николаев – соратник Владимира Высоцкого и Евгения Евтушенко. Он поставил этот спектакль два года назад и с тех пор не видел его – тем интереснее режиссеру было наблюдать его в Кинешме.

Одним из самых веселых спектаклей фестиваля стало, несомненно, «Соло из оркестровой ямы» театра КЕФ из швецкого Мальмё. Его представил актер Элиас Файнгерш. Критики называют Элиаса «золотым тромбоном Европы» за виртуозную игру на этом музыкальном инструменте.

Иностранные актеры восхищались ВолгойЭлиас Файнгерш в спектакле «Соло из оркестровой ямы».

В «Соло» тромбон выступает вторым актером, исполняя роли наравне с человеком. Он становится то Кармен в альтернативной опере, то превращается в соседа автора, ругающегося с женой. Спектакль больше похож на музыкальный stand up: артист рассказывает байки о своей жизни и профессии, разыгрывая некоторые сценки в лицах с помощью тромбона. Зрители долго не хотели отпускать артиста, и он сыграл одно из своих произведений на бис. 

«Играть на тромбоне я начал случайно. В музыкальной школе попросил дунуть в него у своего друга, который учился играть. мимо проходил преподаватель и сразу сказал, что я прирожденный тромбонист. А я подумал, что теперь знаю, чем буду заниматься в жизни. Всё это произошло за каких-то полчаса – и моя жизнь с тех пор изменилась», – рассказал Элиас Файнгерш после спектакля на встрече с журналистами.

Актер очень тепло отозвался о Кинешме: для него она стала одним из немногих русских городов, где ему посчастливилось побывать. «Я родился в Москве, жил там до 14 лет, но практически никогда не выбирался за пределы Садового кольца. Теперь, живя в Швеции, стараюсь как можно чаще путешествовать по России. И Кинешма, Волга произвели на меня неизгладимое впечатление».

Партнерами по сцене выступили… шляпы

«Для вас Волга – это привычно, вы видите ее каждый день, – вторила коллеге режиссер Харьковского театра «Ланжеронъ» Галина Панибратец. – А мы ее видели только на картинках и по телевизору. И только в этом году нам удалось посмотреть на нее вживую – на гастролях в одном из городов. В Кинешме мы видим ее второй раз. И впечатления незабываемые!»

Театр «Ланжеронъ» показывал в Кинешме спектакль «Про Федота-стрельца», в котором сценическими партнерами заслуженного артиста Украины Виталия Бондарева выступали… шляпы. Каждая из них олицетворяла того или иного героя сказки.

Эту идею привнесла в спектакль режиссер Галина Панибратец. Она же создала и шляпы, и все декорации. (Кстати, театр «Ланжеронъ» показал в Кинешме вне фестиваля еще один спектакль: «Теза с нашего двора». Зарисовки из жизни одесского дворика порой заставляли смеяться, порой – плакать.)

Кот волновался перед кастрацией

Всего на фестивале было показано более 10 спектаклей. Азербайджанский театр юного зрителя привез «Контрабас» в исполнении актера Шовги Хусейнова. Актриса Татьяна Хазановская (Израиль) показала музыкально-пластический этюд «Царские письма», Луганский академический театр – необычную историю любви «Адель», а Приднестровский театр драмы и комедии из Тирасполя показал «Беллую тетрадь» по произведениям Беллы Ахмадулиной. Посмотрели зрители и «Авантюрный роман» москвички Надежды Тэффи.

 Между тем. Фестиваль включал не только спектакли. Каждый вечер на площади перед театром устраивали концерты живой музыки для разных поколений. Песни исполняли в том числе и актеры, к примеру, Андрей Антужан из Норвегии.

 Кинешемский театр представил два спектакля на малой сцене. В субботу были показаны «Письма любви», где главные роли сыграли актеры театра Элина Манапова и Антон Копчинский, а в воскресенье Валентин Иванов исполнил две главные роли в спектакле «Белый перс в ожидании…». Оба спектакля – в действующем репертуаре театра.

Первый из них – история любви двух людей, всю жизнь, с самого детства, пишущих письма друг другу. Мелисса – талантливая художница, свободолюбивая бунтарка. Энди – обычный американский мальчик, готовый служить на благо общества и ставший сенатором. Они пронесли сквозь годы свою привычку описывать друг другу события жизни и советоваться. Их судьбы сложились по-разному, но они смогли сохранить любовь друг к другу, которая, тем не менее, никого не сделала счастливым.

«Белый перс» в программках назван трагикомедией. Спектакль интересен своей формой: один актер в нем исполняет две роли – Виталия, задолжавшего бандитам крупную сумму денег, и его кота Бази. От Виталия уходит жена, и он судорожно придумывает способ уклониться от оплаты долга. Кот переживает, что завтра его отведут к ветеринару на кастрацию… По замыслу автора, «Белый перс» – это некое «живое кино»: на сцене соседствуют, дополняя друг друга, актер и экран, отражающий его мысли.

«Я испытывал чувство счастья»

Участники фестиваля отмечали филигранный подбор приглашенных спектаклей. Несмотря на то, что все они приехали из разных стран, поставлены разными режиссерами, освещают разные темы, у них гораздо больше общего, чем можно предполагать. «Не важно, что все постановки были показаны на русском языке, – поделился своими впечатлениями от фестиваля актер Валентин Иванов. – Актеры и режиссеры, которые их привезли, транслируют культуру и образ мыслей той страны, откуда они приехали. Окунуться в этот незнакомый мир было очень интересно и познавательно и участникам, и зрителям». 

 Награда. Приз зрительских симпатий вручен заслуженному артисту Азербайджана и Калмыкии Шовги Хусейнову за спектакль «Контрабас» и актерам Кинешемского драматического театра Антону Копчинскому и Элине Манаповой за спектакль «Письма любви».

 «Фестиваль состоялся, – отметила по его итогам директор Кинешемского театра Наталья Суркова. – Меня очень порадовало, что зрительные залы всегда были полные». «Смотря спектакли, я постоянно задавал себе один вопрос: какие чувства я испытываю? – поделился известный режиссер, член экспертного совета Вячеслав Терещенко. – Я испытывал чувство счастья. И здесь важен каждый спектакль – каждый из них формировал характер фестиваля в Кинешме. Несмотря на то, что это были камерные постановки, они поднимали далеко не мелкие темы: любовь, война, предательство… Словом, фестиваль получился, и, надеюсь, он будет иметь долгую жизнь».

Вечером последнего дня фестиваля после награждения участников свой моноспектакль «Пиковая дама» показал народный артист России Евгений Князев (зрители хорошо помнят его по телесериалу «Вольф Мессинг»).

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here