Рабочее место полиграфолога. Справа – то самое кресло с датчиками.

На тело крепятся датчики брюшного и грудного дыхания, датчики тремора и расширения сосудов… Сидеть нужно неподвижно, смотреть прямо. Специалист отдела криминалистики СУ СКР Екатерина Левичева рассказала «ИГ» об особенностях исследований на полиграфе и о том, можно ли обмануть хитрый прибор.

В практике следователей нередки случаи, когда все данные уголовного дела свидетельствуют о виновности фигуранта, а он продолжает упорно отрицать очевидное. Бывает, хотя и реже, когда виновный «прижат к стене» неопровержимыми доказательствами, но ответственность за преступление берет на себя кто-то другой… В таких случаях незаменимым подспорьем в поисках истины становится полиграф, в просторечии – детектор лжи.

В областном следственном управлении этот хитрый прибор используют с даты основания Следственного комитета – с 2011 года.

Датчики следят за расширением сосудов и микродвижением мышц

– Екатерина Владимировна, ваша специализация психолога как-то сказалась на том, что именно вам поручили работу на полиграфе?

– Обязательным условием наличие такой специальности не является, но, по моему мнению, это помогает в работе.

– В каких случаях назначается именно это исследование? Как оно, кстати, называется «по-научному»?

– Психофизиологическое исследование с применением полиграфа. У нас оно проводится в рамках уголовного судопроизводства. Участниками выступают все фигуранты уголовного дела: и подозреваемые, и обвиняемые, и свидетели, и потерпевшие. Полиграф применяется и в рамках кадрового отбора при принятии сотрудников на службу в Следственный комитет.

Исследования на детекторе лжи длятся до пяти часов

Справка. Екатерина Левичева – специалист отдела криминалистики областного следственного управления. В ведомстве с января. Окончила Вологодский педагогический университет по специальности «Психология», около шести лет работала психологом в воинской части. В 2011 году прошла обучение в Военном университете Министерства обороны. Более десяти лет занимается проведением исследований с применением полиграфа.

 – Человек, садящийся в кресло с датчиками, имеет представление, о чем его будут спрашивать? 

– Все вопросы, которые задаются во время исследования, испытуемому уже известны, они доводятся до начала нашего общения.

– И как эта «беседа» протекает? С чего начинается?

– Я надеваю датчики, которые регистрируют физиологическое состояние организма в ответ на предъявленные вопросы… Датчик, который регистрирует брюшное дыхание, укрепляют на животе, прямо на одежду. Прибор, ответственный за грудное дыхание, крепим на грудь. Датчики тремора (это микродвижения мышц) не дадут человеку как-то противодействовать, помешать процедуре исследования. Всё отражается…

Есть датчик, который регистрирует расширение сосудов, другой отвечает за ток крови и сопротивление кожи. Если на свое дыхание человек еще может как-то влиять, то остальные реакции не подвластны сознанию, на них невозможно воздействовать… Как и на датчик, который фиксирует изменение артериального давления при ответах на вопросы.

Вопросы задаются по многу раз

– Человек, облепленный датчиками, должен следовать каким-то инструкциям?

– Обследуемому необходимо сидеть ровно, неподвижно, смотреть прямо перед собой. Не должно быть никаких отвлекающих факторов. Я задаю ряд вопросов, которые структурированы особым образом.

Вообще процедура использования полиграфа достаточно монотонная, несколько отличается от той, какую показывают по телевидению. Вопросы задаются по нескольку раз, между тестами есть перерывы. Исследования длятся от трех до пяти часов. Потому что уголовные дела – это очень серьезное направление, здесь нужны точность, сосредоточенность. И строгое соблюдение правил проведения, закрепленных нормативными документами.

Ликбез. Полиграф – техническое устройство, которое через закрепленные на теле датчики позволяет фиксировать и отслеживать показатели дыхательной, сердечно­сосудистой системы, электрической активности кожи испытуемого в ответ на предлагаемые стимулы (вопросы). Они переводятся в электрические сигналы и отражаются в виде понятных специалистам графиков.

– Происходящее как-то фиксируется?

– Да, ведется видеозапись. Все реакции, которые снимает полиграф, отображаются на экране компьютера в виде графиков. С помощью балльной оценки всё это анализируется и делаются выводы…

– Возможны ли ошибки при применении полиграфа, погрешности? Скажем, человек волнуется, ожидает какого-то вопроса с подвохом, знает, что он ничего плохого не делал, но его спросили и…

– Чтобы снять такие погрешности, вопросы задаются не один раз. Для проверки информации я не менее трех раз должна провести тест. В каждом тесте еще по три раза задается вопрос. Это достаточно много. Так что случайности исключены.

Пытаются обмануть, положив в обувь кнопку

– В интернете мелькают советы «знатоков», как якобы можно обмануть полиграф. Они на самом деле реальны?

– В сети много разных способов противодействия. Кто-то, например, принимает успокоительные или, наоборот, кладет в обувь кнопку. Нажатия на нее вызывают болевой синдром, и реакции сбиваются. Опытный полиграфолог это, конечно, увидит и отразит в заключении. 

Насколько мне известно, многие частные компании при приеме на работу проводят исследования с применением полиграфа, где выявляются в том числе негативные факты биографии (употребление наркотиков, алкоголя), которые могут препятствовать службе. Так что молодым людям я бы на будущее посоветовала: если хотите сделать карьеру в правоохранительных органах или коммерческих организациях, избегайте негативных фактов в своей биографии, относитесь ответственно к своей жизни и дорожите репутацией.

– Есть ли какие-то законодательные ограничения использовать полиграф в частном порядке? Я, скажем, нанимаю трех работников косить сено и хочу проверить их лояльность на полиграфе?..

– Если работодатель во внутренних локальных актах отразит применение такого исследования и сотрудники письменно подтвердят согласие на его проведение, то это не противоречит законодательству.

– А в суде насколько весом ваш вердикт?

– Суд учитывает заключения полиграфологов в совокупности с другими доказательствами, которые собрал следователь.

– В каком виде вы представляете заключение на суд – какие-то графики, распечатки?

– В разных ситуациях по-разному, но в целом структура заключения определена. Это печатный формат, где отражены выводы специалиста. Также я вкладываю в материалы уголовного дела видеозапись всей процедуры исследования, полиграммы и таблицы обсчета.

Спустя десять лет заявил о насилии в детстве

– Какие дела вам наиболее запомнились? Может быть, по какой-то неожиданной реакции подозреваемого?

– Запомнился случай, когда молодой человек заявил в полицию о совершении в отношении него насильственных действий – давно, в детстве. Нужно было оценить его информированность о сведениях, которые он указывает в своем заявлении. Также я работала с человеком, на которого он указывал как на совершившего преступление.

– И всё подтвердилось?

– Да, по результатам обследования на полиграфе события подтвердились, хотя прошло около десяти лет.

– Кстати, в последнее время участились случаи, когда раскрываются преступления даже двадцати-тридцатилетней давности. Вам не приходилось участвовать в расследовании таких дел?

– Приходилось. И сейчас есть одно… Но я не могу о нем говорить, потому что расследование еще идет.

– А бывает, что результаты ваших исследований опротестовывают? Допустим, адвокаты на суде?

– Я не слышала о таком. Всё-таки это не основное доказательство.

– Сколько исследований вам приходится проводить за определенный промежуток времени?

– По инструкции – не больше двух в день. Это трудоемкая и энергозатратная процедура.

– Человек в рамках уголовного дела вправе отказаться от полиграфа?

– Конечно. Участие в психофизиологическом исследовании – добровольно. Соглашаясь на нее, любой участник уголовного дела (а это, повторю, может быть не только подозреваемый, но и свидетель, и потерпевший) дает письменное согласие.

– Случаи отказа часты?

– Нет, но они бывают. В моей практике было всего два таких случая.

– Можно ли в двух словах выразить суть, цель вашей работы?

– Цель такая: невиновный не должен быть обвинен, виновный должен понести наказание.

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here