Знаменитая «Победа» выпускника кинешемской школы.

Кому не известна волнующая картина под названием «Победа», шедевр советской батальной живописи? Она стала своеобразным символом расправы над фашизмом. Ее автор – заслуженный деятель искусств РСФСР Пётр Кривоногов, удостоенный за работу Государственной (Сталинской) премии. Но далеко не многие знают, что художник – воспитанник кинешемской школы № 3…
Сбежал из детдома, беспризорничал

В годы Гражданской войны отца Петра Кривоногова, считавшегося красным, белочехи запороли шомполами – и всё на глазах семьи. Матери надо было каким-то образом прокормить четверых детей. Из-за безысходности она решила отправить Петра в Сарапульский детдом (Удмуртия). Оттуда он сбежал. Беспризорничал. В 1925 году оказался в детприемнике в Кинешме. Здесь он окончил школу-семилетку, вступил в комсомол.

В четвертом классе мальчик увлекся рисованием. Его приняли в кружок изо, где под руководством Сергея Коковина он получил первые навыки. Учитель чувствовал впечатлительность талантливого подростка, будоражил его фантазию, успешно развивал художественную технику. Именно Сергей Николаевич заметил пристрастие Петра к батальной тематике.

В музее кинешемской школы № 3 висит большой портрет великого русского драматурга Александра Островского – это работа бывшего ученика Петра Кривоногова.

Дипломную работу посвятил Гражданской войне

С помощью директора школы и сотрудников Кинешемского отдела образования молодой человек получил возможность продолжить учебу в Ленинграде на рабфаке искусств при Всероссийской академии художеств. После перешел в саму академию.

Там Кривоногов учился в мастерской известного советского художника Константина Юона. Юношу увлекала героика и романтика Гражданской войны. Еще в Кинешме свое ученическое сочинение по повести Серафимовича «Железный поток» Пётр Кривоногов иллюстрировал мастерскими набросками. На эту тему он написал и дипломную работу «Поход Таманской армии». Эта картина осталась в постоянной экспозиции музея академии. Работа попала также на Всесоюзную выставку, посвященную 20-летию Ленинского комсомола, и заявила общественности нового художника-баталиста – Петра Кривоногова.

Живописец ПобедыПётр Кривоногов у мольберта.

После учебы в академии, которую воспитанник кинешемской школы окончил с отличием, его призвали в армию. Он служил в кавалерийской части. Отсюда, наверное, и знание военного быта художником, и поражающая правдивость его будущих полотен.

300 рисунков с фронта

Великую Отечественную войну Кривоногов прошел от Волоколамска до Берлина. За смелость и отвагу награжден орденом Красной Звезды. На фронте карандашом, углем, сангиной, акварелью сделал более 300 рисунков. В них – летопись войны, сама история.

Пётр был зачислен в красноармейскую художественную студию. Здесь работал над эскизом диорамы «Прорыв линии Маннергейма», для чего посетил места боев с белофиннами, изучил панораму Рубо «Оборона Севастополя» в Крыму.

К 25­летию Советской армии написал картину «В Волоколамске». Она была показана на выставке в Москве в феврале 1943 года.

Картины рождали у россиян силы для борьбы с оккупантами. Их главная тема – наступательная мощь Советской армии.

Как город Кинешма навсегда остался в биографии художника Кривоногова, так и художник Кривоногов навсегда останется в истории Кинешмы. В городе есть улица его имени, названная по ходатайству учителей школы и друзей-одноклассников, мемориальная доска на здании гимназии № 3 и в классе, где он учился. В коллекции школьного музея хранятся фотографии, письма, эскизы и этюды Петра Александровича.

Ежегодно проходят Кривоноговские чтения и ученическая научная конференция. Золотой фонд коллекции работ художников второй половины ХХ века Кинешемского художественно-исторического музея составляют живописные и графические работы батального жанра Кривоногова.

Пётр Александрович умер 22 августа 1967 года. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище. «Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце», – говорил художник в одном из своих выступлений. А тогда, на войне, он не только стоял с нашими частями насмерть, но выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Эту боль назовут художественной правдой, гимном народному единению в подвиге.

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here