Главное здание станции

55 лет назад был учрежден профессиональный праздник – День энергетика. 22 декабря 1920 года на восьмом Всероссийском съезде Советов приняли план электрификации страны. В память об этом событии в 1966-­м и определили дату официального праздника, объединяющего всех людей, так или иначе связанных с энергетической отраслью. Частью плана электрификации было сооружение крупнейшей Ивановской электростанции, работающей на торфе.

 Предполагалось закольцевать фабричные станции

Глава государства Владимир Ленин проявлял повышенный интерес к строительству Иваново-Вознесенской электростанции. В своем письме к президиуму Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) от 19 октября 1921 года он писал: «Предлагаю срочно прислать мне сведения и материалы о постройке Иваново-Вознесенской районной станции (на Рубском озере)».

Для реализации проекта привлекли квалифицированных инженеров от предприятий и профессоров политехнического института (ИвПИ). По итогу обсуждений особо отметили идею кольцевания имеющихся фабричных станций. К затруднениям в реализации этого проекта были отнесены: отсутствие необходимых трансформаторов и «разнокалиберность» фабричных станций.

Справка. Одним из первых, чье внимание привлекло электричество, еще в VII веке до нашей эры был греческий философ Фалес. Он обнаружил, что янтарная расческа имеет свойство притягивать легкие предметы. Термин «электричество» появился в 1600 году благодаря придворному врачу английской королевы Елизаветы I – Уильяму Гилберту. А уже в 1800 году итальянец Алессандро Вольта изобрел первый искусственный источник постоянного тока – электрическую батарею. На рубеже XIX-XX веков было сделано большое количество открытий и достижений в данной сфере. 12 января исполнится 140 лет, как в Англии заработала первая в мире угольная тепловая электростанция Эдисона. В России первую гидроэлектростанцию мощностью в 300 кВт ввели в эксплуатацию в 1895 году в Санкт-Петербурге на реке Большая Охта.

 В декабре 1921 года согласно распоряжению председателя Совета народных комиссаров (СНК) в Москве провели заседание по вопросу постройки ИвГРЭС с участием председателя исполкома Иваново-Вознесенского губернского совета Николая Колотилова. Секция энергетики Госплана постановила: «В настоящее время не имеется достаточных данных, на основании которых можно было бы судить об очередности постройки электростанции на Рубском озере. И ввиду того, что торфоразработки на Тейковском массиве не производятся в должной мере, предложить Главторфу приступить к возможно скорейшему и полному развитию торфодобывания на массивах Тейковских болот».

Среди прочего губернскому экономическому совету было поручено разработать схему развития промышленности и других отраслей хозяйства, представить соображения и материалы к возможному использованию имеющихся станций кольцеванием.

Найти Ухтохму мешали сугробы

6 мая 1927 года постановлением Совета труда и обороны СССР «О сооружении Иваново-Вознесенской районной электростанции» было положено начало строительству ИвГРЭС.

Из воспоминаний инженера, специалиста в области энергетики и электрификации Владимира Радцига: «В конце декабря 1926 года получил приглашение через начальника планового отдела Ивановского губисполкома т. Носович от председателя Балахнина ехать в Иваново строить новую районную электростанцию. Одновременно мне предлагали заниматься вопросами о постройке в Иванове железнодорожной ветки внутри города ко всем фабрикам. Я дал согласие и уже 1 января был в Иванове. Познакомился с руководителями губисполкома и горсовета. 5 января с одним из сотрудников планового отдела губисполкома на санях выехал в Миловское, где должна была строиться ИвГРЭС. Ехали долго – 6 или 7 часов. Первое знакомство с местом постройки ГРЭС было неудачным. Миловское оказалось маленькой деревушкой, до крыш изб занесенное снегом. Реку Ухтохму нельзя было различить, так как она также была занесена снегом».

Тем не менее именно на месте лесов и болот вблизи села Миловское началось сооружение крупной районной электростанции, имевшей большое значение для надежного электроснабжения текстильных предприятий, а также решавшей проблему использования местного торфяного топлива.

Татарам препятствовали бороться с неграмотностью

В отсутствие техники требовалось большое количество рабочей силы. Первые строители, приезжавшие со всех уголков страны, временно расселялись в крестьянских избах. Рабочие творили чудеса, особенно трудно приходилось во время лютых морозов и снежных метелей. К октябрю 1930 года на строительстве задействовали рекордное количество – 3564 человека.

Закладка главного здания состоялась в мае 1928 года. Сто тысяч бочек цемента, тысяча тонн железа, пять тысяч кубических метров гравия, столько же песка, десять с половиной тысяч кубических метров леса руками бетонщиков превратились в громадное здание 35-метровой высоты. Строительные работы по главному корпусу в основном были закончены в августе 1929-го.

Параллельно строительству здания рыли каналы (воду из Ухтохмы использовали для охлаждения оборудования). На работах задействовали две тысячи землекопов, которые выбросили на берег 2 миллиона кубометров грунта. Среди рабочих были и узкие специалисты, профессионалы своего дела, которые занимались монтажом котлов и турбин.

 

К месту строительства ИвГРЭС добирались на саняхУстановка ротора турбины

Напряженный труд тысяч строителей увенчался успехом – 5 октября 1930 года был сдан в эксплуатацию первый турбогенератор мощностью 3 тысячи киловатт. Всего же по 1947 год ввели в эксплуатацию пять турбогенераторов разных мощностей.

Ввиду малограмотности рабочих и плохо проводимых воспитательных мероприятий случались и происшествия на национальной почве. Однажды группа татар Абхадулина пришла в барак № 15 для учебных занятий. В этом бараке жили русские, которые напали на пришедших, выгнали их, ругая матом и оскорбляя. Особенно выделился Сергей Зайцев, работающий в машинном зале, который заявил «о борьбе с татарами». А заведующий красным уголком сказал, что без разрешения сюда ходить нельзя, особенно татарам…

Для Донбасса смонтировали энергопоезд

В годы Великой Отечественной войны коллектив ИвГРЭС внес неоценимый вклад в победу над фашисткой Германией, снабжая энергией промышленные предприятия Ивановской области. Более 950 работников станции ушли на фронт, на смену им встали женщины, девушки и подростки, которые успешно освоили эксплуатацию и ремонт сложнейшего энергетического оборудования.

Специалисты электростанции для освобожденного Донбасса за 20 дней смонтировали энергопоезд на трех платформах мощностью 1100 киловатт. Поставленная задача была выполнена в кратчайший срок в значительной степени благодаря умелому руководству начальника железнодорожного депо ИвГРЭС Большакову, начальнику турбинного цеха Филипову, слесарям: Фёдорову, Пономарёву и Муравьёву, электромонтерам Прохорову и Кулеву.

За успешное энергоснабжение промышленности Ивановской области и достижение наилучших технико-экономических показателей среди торфяных электрических станций указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года Ивановская ГРЭС была награждена орденом Трудового Красного Знамени. За выслугу лет и безупречную работу ордена и медали получили 900 человек (из них орденом Ленина – 21 человек, Трудового Красного Знамени – 87).

Семнадцать лет на посту директора

За время существования ИвГРЭС сменилось немало руководителей. Одним из них был Андрей Губанов, уроженец деревни Огарково Вологодской губернии. Окончив профтехшколу, с 1925 по 1929 год он работал слесарем, помощником машиниста и машинистом паровоза в депо «Иваново». По окончании политехнического (энергетического) института получил специальность инженера-теплотехника. Трудился на Ивановской теплоэлектростанции № 1, пройдя все ступени – от дежурного теплотехника до директора. С 1940 по 1942 год был главным инженером Горьковской ГРЭС, потом – главным инженером энергокомбината в Улан-Баторе. А уже с декабря 1951 по 1968 год работал в должности директора Ивановской ГРЭС. Это время называют золотым периодом в развитии станции.

Силами энергетиков в Комсомольске (город возник именно благодаря станции) построено большое количество объектов инфраструктуры: более 700 квартир, поликлиника, баня-прачечная, три детских сада, вокзал, здание почты, а также школа-интернат.

Среди заслуженных работников станции разных лет можно назвать: руководителя электролаборатории Николая Крутова, начальника электроцеха – Виктора Гуревича, старшего дежурного инженера Федора Молоткина.

…В 2005 году на промышленной площадке Ивановской ГРЭС началось строительство Ивановских ПГУ, одной из первых в России электростанций с парогазовым циклом. В мае 2008­го состоялся пуск первого энергоблока, второй ввели в эксплуатацию еще через четыре года. Установленная электрическая мощность станции составляет 325 МВт (треть от генерирующей мощности всей ивановской энергосистемы). Электростанция в Комсомольске питает большое количество производств области, продолжая оставаться градообразующим предприятием.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here