Успех в соцсетях не гарантирует популярности в обычной жизни

Цифровизация вплотную охватила жизнь современного школьника. Какой ребенок сегодня не владеет гаджетом, в два раза быстрее, чем родители, осваивает ноутбук и хвастается большим числом «друзей» в соцсетях? При этом обладатели сотен или даже тысяч подписчиков совсем не умеют общаться с реальными людьми, нередко чувствуя себя чужими в оффлайн-обстановке

 На уроке думает, как бы возобновить игру в мобильнике

Директор ивановской школы № 65, учитель русского языка и литературы Анастасия Зенкова констатирует, что эта тема очень болезненная: «Сегодня тяжело наблюдать за детьми, которые чрезмерно зависимы от гаджетов, заменяют ими живое общение с людьми. И начинается это уже с первого класса. Я нередко замечаю, что ребенок не может сформулировать какую-то мысль или поделиться ею, но легко делает это через интернет. Я вижу, например, что ученик очень застенчив в школе, но когда мы с ним общаемся в «ВКонтакте», замечаю: ребенок очень творческий, талантливый, умеет прекрасно излагать мысли. И эта проблема вызвана зависимостью от гаджетов».

По словам директора, дети только и ждут, когда учитель скажет, что урок окончен, и тут же достают телефоны. И бороться с этим невероятно сложно. Анастасия Зенкова уверена, что родители не понимают пока, какая угроза таится в этой зависимости.

«Во время урока вместо того, чтобы сконцентрироваться на теме, которую объясняет учитель, школьник думает, как завершить начатую на перемене игру. Его мысли больше заняты этим, интерес к учебе минимальный. Если мы не займемся этой проблемой уже сейчас, нас ждет очень страшное будущее», – уверена Зенкова.

Кстати. Как показало исследование Университета штата Калифорния в Сан-Диего, каждый третий подросток признается, что чувствует себя одиноким в школе. В 2000 году таких учеников было лишь 9%. Причем прирост оказался выше среди девочек. Исследователи отметили, что увеличение показателей совпадает с использованием смартфонов и соцсетей. Дети изолируются, реже общаются и чувствуют себя отчужденными, когда видят онлайн-фотографии своих сверстников, весело проводящих время без них.

Согласно тому же исследованию, дети обычно используют гаджеты и интернет, чтобы общаться с друзьями (67%), смотреть видео и искать мемы (70%), но прежде всего ради игр (76%).

 Анастасия Викторовна говорит, что речь идет не только о проблемах с успеваемостью, с общением, но, например, и со зрением, и со здоровьем в целом, ведь двигательная активность детей заметно снизилась. Сегодня педагог видит один выход – школьники должны оставлять телефоны и другие гаджеты перед занятиями в специальных ящиках для хранения. «Такие правила успешно ввели в других регионах. Но уверена, что без помощи родителей у нас ничего не получится. Они должны помочь школе решить этот вопрос, потому что учитель – ученик – родитель – единое целое».

В зависимости дочери оказалась виновата… мама

Мама ученицы начальной школы из Вичуги Екатерина Миронова стала замечать, что дочка отдаляется от родителей и мало общается с друзьями. Около года назад ученица четвертого класса вдруг ушла в себя, погрузилась в виртуальный мир, и он практически заменил ей реальный.

«Настя стала хуже учиться, отказалась ходить на занятия в бассейн и театральную студию, всё чаще пренебрегала прогулками с подружками. Я стала переживать, сходила к учителю, она объяснила, что в школе у дочки проблем нет. Но мы-то видели – что-то не так», – призналась мама девочки.

Не сразу родители поняли, что виной всему новенький смартфон. Они стали замечать: ребенок больше времени проводит, общаясь с виртуальными друзьями. Мама, зная свою девочку как малообщительную, очень удивилась, зайдя к ней на страничку и обнаружив там более 1000 подписчиков разного возраста. Судя по переписке, Настя всё свободное время проводила в соцсетях, ее виртуальные друзья были по всему миру.

При этом в школе перед сверстниками и педагогами она терялась, стеснялась подойти, задать вопрос. Все перемены проводила с телефоном, не бегая с подружками, как принято в ее возрасте. Она разучилась общаться и чувствовала себя одинокой: в этом девочка уже потом призналась маме. Ребенок не понимал, что дело не в отношении окружающих, а в ней самой и… в смартфоне, который, по сути, ей всех заменил – и родителей, и сверстников.

Родители Насти понимали, что не справятся с проблемой самостоятельно: полный отказ от телефона приводил к ухудшению состояния ребенка – она нервничала, не находила себе места. Просто подержать мобильник в руках для нее было чуть ли не лекарством. Визит к знакомому психологу показал, что толчком послужило отчуждение от родителей: отец много работал, а мама свободное время проводила в соцсетях, мало общаясь с детьми. Теперь мама с дочкой стараются проводить больше времени вместе без гаджетов, а в выходные устраивают «дни без интернета».

Шлют пожелания со всеми праздниками, но при встрече не здороваются

Ученица 11-го класса комсомольской школы № 2 Ксения Костина считает, что сегодня вопрос о влиянии гаджетов на нашу жизнь стоит, как никогда, остро. «Существует тонкая грань между зависимостью и необходимостью. Все знают, что сейчас невозможно обойтись без телефона, компьютера… Они стали частью нашей жизни! Но важно поддерживать связь и с реальным миром. К счастью, в моем классе многие это понимают, и мы проводим перемены вместе за разговорами. А вот ребята помладше каждую перемену усаживаются на полу в коридоре и, как говорят наши учителя, «тыкают пальчиком в телефон». Почему детей не интересуют подвижные игры, как когда-то нас? Почему им легче общаться с тем, кто сидит рядом, перебирая клавиши? Наверно, в них сидит неуверенность. И это зависимость!» Ксения рассказала, что у нее есть знакомые, которые через соцсети и в мессенджерах регулярно поздравляют со всеми праздниками, но в реальной жизни даже не здороваются! А когда она пытается с ними заговорить, они теряются, волнуются. Видимо, дети забыли, как вести живой диалог.

Лидеры по лайкам не умеют разговариватьВместо живого общения – гаджеты.

При этом девушка уверена: гаджеты нельзя воспринимать исключительно как вредные устройства – это возможность узнать что-то новое не выходя из дома. «Например, на «Ютубе» много познавательных видео, которые позволяют разобраться в разных вопросах. Любые достижения науки и техники необходимо использовать с умом. И здесь дело не в том, как они влияют на нашу жизнь, а как каждый из нас их использует», – уверена Ксения Костина.

Час интернета за час чтения

Ивановский детский психолог Тамара Лесная констатирует: как ни печально, сегодня именно гаджеты, а не родители становятся источниками первых знаний. «У мобильника можно спросить обо всём самом сокровенном и даже постыдном. Он не будет обвинять и ругать, наоборот, далекие друзья дадут кучу советов. Именно это – отчуждение, отсутствие доверия между родителями и детьми чаще всего и толкает школьников в интернет», – поясняет специалист, исходя из своей практики.

Кроме того, по словам Тамары Лесной, подростки считают, что здорово состоять в соцсетях и быть подписанным на популярные среди них группы, паблики и блогеров. Именно там их среда, их компания, их друзья.

Психолог уверена, что в интернете происходит компенсация отсутствия тепла и общения в семье или в окружении, например в классе. А главными побочными эффектами становятся потеря концентрации внимания, отсутствие интереса к происходящему вокруг и ухудшение успеваемости. Полный запрет гаджетов, по мнению специалиста, – не панацея, он может вызвать обратный эффект, так как табуирование всегда подогревает интерес.

«У родителей должен быть терпеливый и грамотный подход к этому вопросу: не просто отобрать гаджет, а строго ограничить время, которое ребенок может провести за телефоном или компьютером. Советую рассказать детям о безопасности в соцсетях и почаще разговаривать с ними на любые, в том числе и самые откровенные темы», – заключает Тамара Лесная.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here