Микула Селянинович с разбойниками. Коробочка. 1963 год.

Николая Бабурина нередко называют патриархом холуйских мастеров лаковой миниатюры. Он – лауреат Государственной премии РСФСР имени Репина, заслуженный художник РСФСР и народный художник России. Награжден орденом «Знак Почета».

Он родился в 1930 году в Холуе в семье рабочего, бывшего иконописца. Его дед и прадед тоже были иконописцами. С детства любил рисовать. Вначале копировал картинки с книг и журналов, потом создавал с натуры. В этом ему охотно помогал отец.

Во время Великой Отечественной войны, несмотря на трудности тех лет («было холодно и голодно»), учился в Холуйской художественной профтехшколе, причем на отлично. В 1947 году получил место художника на Холуйской фабрике художественной лаковой миниатюры. Уже первые большие работы Бабурина конца 1940-х годов принесли ему успех. Многосюжетный ларец «Боярин Орша» приобрел Саратовский музей, а ларец «Князь Игорь» – Литературный музей Ленинграда.

На шкатулках появляются сказки

В 1956 году Николай Бабурин расписал несколько больших шкатулок. Сам художник считает шагом вперед в колористическом решении написанный им сюжет из «Цыган» Пушкина, «где силой красок старался выразить своеобразную лиричность поэмы». В эти же годы художник обращается к теме сказок Пушкина. Сюжету для ларца из «Сказки о Золотом петушке» на республиканской выставке в Москве был присужден диплом 1-й степени.

А композиция нашего земляка на шкатулке «Бахчисарайский фонтан» (1957) экспонировалась на Всемирной выставке в Брюсселе.

В начале 1960-х годов, когда в обществе стал открыто проявляться интерес к древнерусскому искусству, Николай Иванович стремится возродить стилистические находки своего учителя Сергея Мокина, использовавшего в лаковой миниатюре декоративную систему иконописи и древнерусской монументальной росписи. Бабурин ищет для себя основные приемы построения изображения в лаковой миниатюре, связанные с эстетикой древнерусского искусства и особенно народного лубка. Программными в этом плане стали его шкатулки «Едет флот царя Салтана», «Руслан в замке Черномора».

Все фигуры в композициях Бабурина изображены в изящной реалистической манере, больше стилизованы элементы пейзажа и архитектуры. Эти приемы становятся основным отличием художественного построения миниатюры Холуя.

Бабурин очень любит свое село, его историю, природу. Среди его работ преобладают произведения, посвященные труду и быту людей колхозной деревни: «Сенокос», «На колхозном огороде»… Поэтому эти произведения так притягательны своим сюжетом и яркостью. В 1970-х годах он создает свое лучшее по тем временам произведение – композиция «Снегурочка» на круглом ларце.

Есть у Бабурина и работа о Великой Отечественной войне – «На безымянной высоте».

На шкатулках появляются сказки

На заслуженный отдых он ушел в 1993 году. Однако с творчеством не расстается до сегодняшнего дня: вынашивает планы создания новой композиции миниатюры на близкую тему о Садко. Не забывает и о творческой молодежи: поддерживает талантливых художников, дает им советы. Несмотря на возраст, его нередко можно увидеть в местном художественном училище.

«Хуторок». Шкатулка (1977 год).

На шкатулках появляются сказки

Хотелось бы отметить домовитость Бабурина, стремление обустроить свою жизнь добротно и красиво. Всё в его доме отличается каким­то благородством пропорций – филенчатые двери, светлые комнаты, маленькая терраса­мастерская. Занимается садом, огородом, прекрасно знает и любит природу своего края.

В честь 90-летия Николая Бабурина в Музее холуйского искусства открыта выставка его самых ярких и популярных работ. С днем рождения его поздравили руководители Южского района, пожелав «чудесному и невероятно талантливому художнику» крепкого здоровья и долголетия.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here