За время функционирования новой пригородной сети «Орланы» перевезли более полутора миллионов пассажиров.

«Орланы» в 2022 году перевезли почти миллион пассажиров. Востребованность рельсовых автобусов позволила сократить доплату из бюджета на одного пассажира на 43%. Начальник регионального департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Вавринчук рассказал «ИГ», как запускалась новая маршрутная сеть и как она развивается.
Новая сеть – коллективный труд

– Первые «Орланы» появились в Ивановской области в 2020 году, они начали курсировать по маршруту Иваново – Кинешма. Расскажите о создании проекта новой маршрутной сети. Почему в ней возникла необходимость?

"Орланы" сделали поездки в Ивановской области быстрыми и удобными

– Всё началось с появления «Ласточки» из Иванова в Москву. Жители Кинешмы просили губернатора продлить «Ласточку» в Кинешму. К сожалению, у железной дороги есть технологические причины, почему этого сделать нельзя, но есть хорошая альтернатива – «Орланы».

В результате договоренностей главы региона с руководством РЖД в 2020 году у нас поехал первый «Орлан» из Иванова в Кинешму. И если раньше время в пути занимало около 2,5 часа, то сейчас – 1 час 29 мин. И направление сразу стало самым востребованным.

После запуска «Орлана» в Кинешму поняли, что это решение можно тиражировать. Так родился масштабный проект, охватывающий всю территорию Ивановской области.

При реализации проекта столкнулись с несколькими проблемами. Это и одноколейная, неэлектрифицированная железная дорога, и устаревшие, некомфортные, медленные поезда. В рамках ограниченных инфраструктурных возможностей постарались сделать маршрутную сеть, которая будет быстрой, комфортной и самое главное – ритмичной.

– Дмитрий Андреевич, расскажите, как проходила реализация проекта запуска «Орланов»: кто разрабатывал маршрутную сеть, как оценивали предполагаемый трафик?

– Разработка новой маршрутной сети – большой коллективный труд. Сама идея родилась в правительстве области, а реализовывали проект совместно с РЖД и Северной пригородной пассажирской компанией.

У железной дороги есть приоритет в движении: сначала идут скоростные поезда, затем поезда дальнего следования, а уже потом пригородные. Это было проблемой. Для того чтобы «Орланы» поехали по расписанию, удобному для жителей, пришлось в том числе корректировать графики движения поездов дальнего следования.

Задача была обеспечить связанность территории, придать импульс развитию всех наших городов, имеющих доступность к железнодорожной инфраструктуре. Всего в новой сети – 48 остановочных пунктов, в том числе 12 крупных городов и районных центров не только в Ивановской области: Иваново, Тейково, Гаврилов Посад, Юрьев-Польский, Кохма, Шуя, Савино, Ковров, Кинешма, Вичуга, Фурманов, Нерехта.

Пассажиропоток по новой маршрутной сети стабильно растет. Жители оценили удобство нового вида транспорта. Для сравнения: в июле 2021 года мы перевезли 89 000 пассажиров, а в июле 2022 года – 115 000. Рост составил 30%. При этом благодаря новой маршрутной сети в Ивановской области не осталось ни одного старого поезда.

– Почему выбор был сделан в пользу рельсовых автобусов «Орлан»? В чем их преимущество?

– «Орланы» – это оптимальное решение, которое подходит под наши неэлектрифицированные пути. Этот поезд – не электричка, это рельсовый автобус, который работает на дизельном топливе. «Орланы» – наша российская разработка, на 81% состоят из комплектующих отечественного производства.

Это комфортные поезда, имеющие широкие дверные проемы, они оборудованы системами обеспечения микроклимата и обеззараживания воздуха, в каждом вагоне есть большой санузел, вай-фай, информационное табло, крепления для велосипедов. Из общих 606 мест – 209 сидячих.

Адаптированы ли «Орланы» для людей с ограниченными возможностями здоровья?

– Для людей с ограниченными возможностями в «Орланах» предусмотрены специальные подъемники – аппарели на случай, если на станции низкая платформа, и крепления для кресел-колясок. Персонал вежливый, обходительный и всегда поможет.

На некоторых станциях «Орланы» бьют рекорды популярности

Можно ли считать «Орланы» доступным видом общественного транспорта?

– Раньше у старых поездов на тепловой тяге было неудобное расписание и относительно высокие тарифы. Людям было удобнее и дешевле ехать на автобусе. Концепция новой маршрутной сети предусматривает три основных зоны.

Первая – зона агломерации, ограничена Кохмой, Строкино и станцией Текстильный, где действует единый тариф, равный тарифу на городском общественном транспорте. Пять процентов всех перевозок приходится именно на зону агломерации.

Вторая – ближний пригород (Тейково, Шуя, Фурманов). В этой зоне действуют спецтарифы, равные или ниже автобусных. Например, из Шуи в Иваново можно доехать за 90 рублей. Следующая зона – это отдаленные направления, которые связывают нас с соседними регионами. 

Зона агломерации насыщена поездами, а в ближний пригород ходят до 14 поездов в сутки. Всего по новой сети ежедневно курсируют 44 поезда с 5 утра до 22 часов.

Кроме того, действует система абонементов. Например, если человек живет в Шуе, а работает в Иванове, он может купить годовой абонемент со скидкой. Предусмотрены абонементы выходного дня, скидки для студентов и 50-процентные скидки для граждан льготных категорий.

«Орланы» также выполняют важную социальную функцию, обеспечивая транспортное сообщение с малонаселенными пунктами, где иной вид транспорта отсутствует. Такие есть, например, на кинешемском направлении.

Реализация проекта новой маршрутной сети позволила улучшить транспортную мобильность населения и повысить туристическую привлекательность региона. Наблюдаем интересные тенденции: на некоторых станциях пассажиропоток существенно превысил плановые значения.

Например, за год станция в городе Гаврилов Посад с населением 5500 человек обслужила 82 000 пассажиров. Для сравнения: ивановский аэропорт за 2021 год перевез 68 000 пассажиров. Это доказывает, что туристам удобно, они приезжают и могут путешествовать по области на комфортных поездах.

В новой сети предусмотрены и сквозные маршруты. К примеру, у нас есть студенты, которые живут в Фурманове, а учатся в Шуе. Прямых автобусов в этом направлении нет, только с пересадками. Но зато теперь у них есть прямой поезд.

На реализацию проекта не попросили ни рубля

– Почему этот проект успешен с экономической точки зрения?

– Во всём мире пассажирские перевозки убыточны, государство их субсидирует. Поэтому чем эффективнее наша сеть, чем больше пассажиров ею пользуется, тем меньше затрат несет бюджет. 

Мы на 83% увеличили транспортную работу, то есть поезда стали чаще ходить, и мы перевезли в два раза больше пассажиров. При этом на 22% сократили эксплуатационные расходы, а доплата из бюджета на одного пассажира уменьшилась на 43%.

«Орланы» более эффективны в эксплуатации. Например, на конечной станции теперь не нужно разворачивать состав, как это было раньше с вагонами на локомотивной тяге. Сейчас машинисту достаточно перейти из одной части поезда в другую.

Важно, что на реализацию этого проекта не потребовались дополнительные инвестиции. Проект был создан в рамках текущей деятельности РЖД и пригородной пассажирской компании. Мы стали возить в два раза больше людей, но дополнительных денег на это не тратим.

– Кроме «Орланов» в регионе курсируют «Ласточки». Расскажите, как синхронизировано расписание пригородных и междугородних поездов?

– Подходили к созданию новой маршрутной сети комплексно. Важно было сделать расписание поездов ритмичным и увязать их с другими видами транспорта. До запуска «Ласточки» люди добирались до Москвы по 6-8 часов на автобусах, а сейчас можно доехать с комфортом и безопасно за 3,5 часа.

Учтены также интересы не только ивановцев, но и жителей других городов и населенных пунктов. Поэтому некоторые поезда синхронизированы по времени с «Ласточками», чтобы пассажиры без длительного ожидания могли пересесть с «Орлана» на «Ласточку» и наоборот. У нас восемь таких маршрутов согласовано.

– Сколько пассажиров на сегодняшний день перевезли «Орланы» в Ивановской области?

– В 2022 году, с января по декабрь, «Орланы» перевезли 974 000 пассажиров. А с мая 2021 года, с момента запуска новой маршрутной сети, – более 1 млн 566 тысяч человек.

Какое из направлений стало самым популярным?

– Изначально самым популярным направлением было Иваново – Кинешма, но в 2022 году лидерство перехватило Юрьев-Польское направление: за этот год по нему перевезено около 308 000 человек. На втором месте по популярности кинешемское направление – более 294 000 пассажиров.

В тему. В ноябре на VI Международном форуме «Транспорт России» были подведены итоги Всероссийского конкурса, по результатам которого проект создания маршрутной сети пригородного железнодорожного сообщения поездами «Орлан» в Ивановской области признан лучшим в стране в рамках IX Национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения».

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here