Ивана Нефёдова и Михаила Кирсанова связала крепкая дружба (1910 год).

Благодаря хранящимся в областном архиве ревизским сказкам в этом году удалось достоверно установить одного из первых представителей знаменитого рода Нефёдовых: Яков Васильевич родился в 1739 году в крестьянской семье села Иваново. Всероссийская известность и узнаваемость пришла к двум его потомкам: писателю-народнику Филиппу Диомидовичу и художнику Ивану Никандровичу, точную дату рождения которого тоже установили недавно.

  Отец хотел видеть его инженером

В официальных источниках давались разные варианты дня рождения выдающегося художника. Окончательную точку в данном вопросе удалось поставить в этом году благодаря метрической записи, сохранившейся в архиве. В ней указано, что младенец, при крещении нареченный Иоанном, родился в семье билетного старшего писаря Никандра Нефёдова 27 марта 1887 года.

Начальное образование Иван получил в Земском образцовом училище Иваново-Вознесенска. С 1896 по 1906 год – в реальном училище: четыре года в приготовительном классе, а затем шесть лет основного обучения. По окончании поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями Нефёдова были именитые живописцы: Серов, Пастернак, Васнецов, Коровин…

Из воспоминаний учителя школы при фабрике торгового дома «Никона Гарелина сыновья» Алексея Рождественского: «В оформлении «рождественской елки» помощь оказывал студент художественной академии Иван Нефёдов (сын Никандра Нефёдова, заведующего материальным складом фабрики). Особенно удачно были выполнены им декорации к сцене «Ночное» Тургенева.

Иван и его брат Николай, служащие в конторе материального склада, были моими друзьями. Иван при своей невидной слабой внешности (был из тех, про которых говорят: «в чем душа держится?») обладал громадной энергией и работоспособностью. Отец его хотел видеть своего сына инженером, но у Ивана было иное призвание.

В Московском училище ваяния и зодчества с Иваном учился и другой художник – Кирсанов, который приезжал в Иваново на каникулы. Хорошую память оставили встречи с этими замечательными людьми, они помогали развитию моему взглядов на искусство, как на важнейшую основу жизни. Мы видели, как работает художник над собой: долго, упорно и настойчиво, чтобы стать творцом своего дела. Иван знакомил меня с различными направлениями в искусстве. Мы с ним ездили на Волгу, в Кинешму, когда природа расцветала разнообразными красками, а художнику надо было уловить их и передать на картине «Над озером». Природа открывалась нам в разнообразии красок и звуков, дышала ароматом цветов, воспринималась в трепетном чувстве любви… Иван работал над картиной, не отвлекаясь ничем посторонним, находился в состоянии интуиции, которая открывала ему виды в результате имевшихся у него наблюдений и знаний».

Друг стал придворным живописцем

С Михаилом Кирсановым, который был родом из Рязанской губернии, у ивановца сложилась крепкая дружба. Учились друзья вместе со ставшими знаменитыми художниками: Герасимовым, Машковым, Крымовым, Фальком… Свою яркую индивидуальность все они проявили еще со времен ученичества. Постигая секреты профессионального мастерства, Нефёдов и Кирсанов не попали под влияние ни одного из своих однокурсников, проявив свое собственное творческое лицо. Каждый имел неповторимый путь в искусстве.

По окончании училища оба художника отправились в Санкт-Петербург и вместе выставляли свои работы в Художественно-артистической ассоциации города. Затем Кирсанов начал работу в качестве придворного живописца, а Нефёдов продолжил учебу в мастерской профессора Кардовского при Императорской академии художеств, где пробовал свои силы в графике для петербургских газет и журналов.

В 1916 году Нефёдов возвращается в родной город, откуда его призывают в армию. В это время Михаил Кирсанов пишет портреты Георгиевских кавалеров Первой мировой войны. Получая информацию с фронта, художник думал о друге, переживал за его судьбу. В 1917-м оба живописца вернулись каждый к себе на родину, но общение не прервали.

До воркутинских лагерей шел в лаптях

С 1919 года Иван Нефёдов работал преподавателем в объединении Свободных государственных художественных мастерских в Иваново-Вознесенске, где был председателем Художественно-педагогического совета. В 1928-м в нашем городе при АХР (Ассоциации художников революции) были организованы курсы любителей изобразительного искусства, одновременно они готовили и чертежников. Чуть позже на базе курсов появился Ивановский художественный техникум, в дальнейшем переименованный в училище, в организации которого непосредственное участие принимал Нефёдов.

23 сентября 1936 года художник был арестован особым отделом НКВД и осужден по обвинению в «контрреволюционной троцкистской деятельности» на пять лет лишения свободы. В лаптях, превозмогая боль, он пешком дошел по этапу до воркутинских лагерей, где отбывал наказание. И тут профессия и талант не остались незамеченными – Нефёдова определили рабочим на шахту в группу геодезистов, где под рукой всегда были карандаши и бумага.

В 1941-м Иван Никандрович вернулся на родину, продолжив заниматься делом всей своей жизни. Работы мастера – хорошее наглядное пособие для исследователей нашего края, да и всех любителей живописи.

Родовой дом Нефёдовых на улице Соковской (часть Шереметевского проспекта – напротив Свято-Казанской церкви) не сохранился, но память о художнике до сих пор хранит деревянный дом под номером 17 на Постышева, построенный собственноручно Иваном Нефёдовым до ареста.

Пером и кистьюДом на улице Постышева, где с 1935 года жил художник, хорошо сохранился.

В областном художественном музее работает выставка, посвященная 135-летию со дня рождения живописца, которую можно посетить до 19 июня.

В очерках обличал полицейских-взяточников

Пером и кистью

В этом году 120 лет со дня смерти другого представителя этого славного рода – писателя-народника Филиппа Нефёдова. Его отец, Диомид Васильевич, был крепостным графа Шереметева, имел собственное дело по производству ваты, а также занимался мелкой торговлей. Окончив с отличием Ивановское приходское покровское училище, Филипп с ранних лет был приобщен к семейному делу. Отец часто ставил его за торговый прилавок, однако будущему писателю больше нравились поездки по делам в соседние селения и города, там юноша открывал для себя что-то новое, общался с разными людьми.

Эти поездки не остались бесследными, а легли в основу первой этнографической статьи «Из путевых заметок по Нерехтскому уезду», изданной в 1859 году в «Костромских губернских ведомостях». Наставником юноши, стимулом к развитию стал поселившийся в Иванове «вольный учитель», побывавший в духовной академии и проживший долгие годы в Москве, человек с обширными познаниями и знакомствами – Дементьев.

В начале 1860-х Филипп Нефёдов против отцовской воли уехал в Москву, где стал давать частные уроки и одновременно готовиться к поступлению вольным слушателем в университет. Свои произведения он публиковал в юмористических журналах того времени: «Развлечении», «Будильнике» и «Искре».

Наблюдения за жизнью в Иванове послужили материалом для написания беллетристических произведений. Среди его ранних очерков можно выделить: «Чертово болото», «Фома неверный и его деяния» и «Перед кончиною», где Нефёдов показал безнаказанное взяточничество полиции, темные дела откупщиков. Село Иваново было названо Зобовым, а очерк «Перед кончиною» подписан одним из псевдонимов – Ф. Уводин.

В 1870 году писатель возвратился на родину, где написал еще немало этнографических работ по истории края. Почти всё творчество Нефёдова было посвящено изображению народа: рабочих и крестьян.

Кроме литературной деятельности Филипп Диомидович был увлечен археологией. По поручению Московского археологического общества проводил раскопки в Рязанской, Костромской, Владимирской губерниях, а также на южном берегу Крыма.

В последние годы писатель жил в деревне Перебор Владимирской губернии, где и скончался 12 марта 1902 года. В память о нашем знаменитом земляке 3-й Межевой переулок в Иванове с 1974 года стал именоваться улицей Нефёдова.

…Судьбы Филиппа и Ивана Нефёдовых во многом схожи. Получив образование на родине, они не остановились, продолжая стремиться к большему: против родительской воли уехали в Москву, получили там отличное образование, познакомились с выдающимися людьми того времени. В своих работах при помощи пера и кисти показывали родные места, порой изобличая то, о чем многие боялись говорить.

Штрих. 1 августа 1918 года Иваново-Вознесенский губернский исполнительный комитет постановил назначить конкурс на проект герба губернии. Вот что спустя много лет вспоминал Иван Нефёдов в беседе с местным журналистом, краеведом Александром Беневоленским: «Когда я приехал в Иваново-Вознесенск после окончания Петербургской академии художеств и работал преподавателем рисования в клубах и студиях ИЗО, у меня возникла мысль создать герб своего родного города. Эскиз был одобрен художественным советом при губисполкоме. А затем наступила Гражданская война, и «геральдический» вопрос отложили на неопределенное время. Так и лежит он у меня в этом альбоме с этюдами тех далеких лет…» Вынув из альбома эскиз герба и написав дарственную надпись, пожилой художник протянул его Александру Михайловичу на память. Понимая уникальность данной реликвии, журналист передал ее в областной краеведческий музей.

 

Пером и кистьюЭскиз герба Ив.- Воз. губернии 

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here