Перед российскими программистами стоят серьезные задачи.

Санкции, которые западные государства ввели против России, коснулись самых разных сфер экономики. В частности, с российского рынка уходят такие компании, как Apple, Adobe, Microsoft… Вместе с тем президент страны издал указ о поддержке IT-отрасли в России. О том, как ситуация в мире коснулась ивановских айтишников, рассказала коммерческий директор компании «Гарпикс» Анжелика Гатаулина
Нехватка программистов в стране колоссальная

– Анжелика, расскажите, как развивалась IT-сфера в Ивановской области до введения санкций?

– Наша компания развивалась очень динамично благодаря внутренним проектам. За прошлый год мы «выросли» на 300%, всё было очень неплохо. Предполагаю, что и у остальных ивановских IT-компаний ситуация складывалась благоприятно. Пандемия внесла коррективы – все стали уходить в онлайн-пространство и для организации работы через сеть нужны были программисты. У специалистов этой сферы появилось много работы. Хотя в самом начале пандемии, наоборот, многие компании стали паниковать и разрывать трудовые отношения с сотрудниками. Но, как выяснилось, это были поспешные решения. В итоге организации быстро сориентировались, IT-рынок стал расти. У разработчиков повысились зарплаты, динамика развития IT-отрасли была очень заметна.

– Как повлияют санкции на IT-компании региона? Какие тенденции развития будут актуальны?

– Санкции достаточно сильно повлияют на рынок. Но не стоит паниковать. Попробую объяснить на примере своей компании. Мы изначально выбрали, на мой взгляд, правильный путь развития, работая с разными клиентами. У нас есть и госсектор, и малый бизнес, и крупные коммерческие клиенты. Получается, что с введением санкций ушел только международный рынок, российские заказчики остались. Мы будем стараться вкладываться во все существующие сейчас сегменты, переориентируемся на внутренние потребности.

Российские разработчики займутся аналогами иностранных программАнжелика Гатаулина: «Мир уже не станет прежним. Мы должны развивать внутренние проекты и не зависеть от других».

Если говорить о тенденциях, то нужно исходить из того, что с российского рынка уходят многие иностранные программные обеспечения. Российским разработчикам предстоит найти собственные решения. С международных проектов специалисты будут переходить на внутренние.

– Как вы думаете, могут ли санкции и уход с российского рынка программных обеспечений привести к безработице в этой сфере?

– Сейчас правительство рассчитало, что в России требуется миллион программистов. У нас же есть 123 000, то есть нехватка кадров колоссальная. Очевидно, что людей нужно будет переучивать, чтобы они смогли разрабатывать нужные стране программные продукты. У нас в компании большой штат программистов, но вместе с тем мы проводим курсы для начинающих айтишников в нашей цифровой академии. Потребность в разработчиках будет ощутима, так как предстоит заменить иностранное программное обеспечение. Думаю, перспективы у IT-направления хорошие как в стране, так и в регионе.

Даже если сейчас убрать все санкции, мир уже не станет прежним. Мы должны развивать внутренние проекты и не зависеть от других. Я считаю, это правильный путь. Все хотят быть программистами, но не у всех это получается, так как для этой профессии нужен определенный склад ума. Однако потребность в специалистах будет расти, у них может быть достойная зарплата в будущем.

Мы хотим задержать айтишников в Ивановской области

– В Ивановской области тоже наблюдается дефицит специалистов данной сферы?

– Я бы не стала создавать цифровую академию «Гарпикс», если бы в регионе не ощущалась нехватка кадров. Сейчас уходит компания «Аквелон» (работала в регионе с 2006 года – специалисты создавали программы для крупнейших мировых компаний, таких как Microsoft, Nokia, Skype, Disney. – Н. М.), их сотрудники остаются без работы. Мы общаемся с ними, и все, кто сможет соответствовать нашим запросам и ожиданиям, получат у нас работу. Всё же мы хотим задержать айтишников в Ивановской области, работаем в этом направлении.

– Многие IT-компании переезжают за границу, в том числе ивановские. Как отразится уменьшение конкуренции на IT-отрасли региона?

– К счастью или к несчастью, «Гарпикс» не конкурирует с другими IT-компаниями Ивановской области, так как мы не работаем на наш регион. Конечно, у нас есть борьба за сотрудников, однако растить кадры нам помогает наша же академия. В будущем конкуренция будет ощутимее, так как и клиентов станет меньше. Это связано с тем, что ушли международные компании и заказчики. Они были лакомым куском.

– Может ли сложная экономическая ситуация в стране привести к оттоку разработчиков и связанных с ними специалистов из России?

– Я не думаю, что программисты будут массово уезжать. Это связано даже не с патриотизмом. У всех семьи, обязательства. И атмосфера в мире не способствует сейчас переездам. Конечно, программисты всегда легки на подъем, но сейчас уезжают единицы. Ведь переезд из города в город в одной стране – уже смелое решение, а для эмиграции нужно еще больше сил. Практика показывает, что никто нигде не ждет нас с распростертыми объятиями. Может быть, уедут самые храбрые, но и они вскоре вернутся. Там уже не будет поддержки родственников и друзей. 

Выпускники выходят из вузов «сырыми»

– Охотно ли идут выпускники ивановских вузов в IT-компании региона?

– Мы плотно работаем с ИГЭУ, ИвГУ и Ивановским промышленно-экономическим колледжем. В этих учебных заведениях у нас есть свои кафедры. Мы забираем оттуда молодых бойцов, доучиваем. Сейчас разговариваем с вузами, пытаемся договориться о проведении лекций для студентов. К сожалению, многие молодые специалисты выходят из своих университетов еще «сырыми». Мы хотим помочь им выбрать свой профиль, понять профессию. У нас уже человек 20 в компании совмещают работу и учебу.

– Сейчас с российского рынка уходит компания Apple. Что будут делать программисты, которые разрабатывали приложения для iOS (мобильной операционной системы для смартфонов)?

– Я думаю, специалисты могут переучиваться. Нам нужно будет переписывать мобильные приложения, адаптировать их. Apple уже уходил с российского рынка, но быстро вернулся. Даже если этого не случится, хороший айтишник сможет переучиться, так как у него есть определенные навыки и знания. Главное здесь – не поддаваться панике.

– Какие компании пострадают от санкций больше – со своими продуктами или же компании, которые выполняют проекты по заказу?

– Сейчас пострадают все, так как здесь всё взаимосвязано. Нет такого, что будут проседать только проектные или только продуктовые компании. Санкции коснутся всех.

– Недавно президент подписал указ о поддержке IT-отрасли в России. Как это повлияет на развитие компании?

– Я думаю, меры поддержки, о которых сейчас объявлено, очень своевременные. В первоначальном варианте указа, с которым пришел министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, шла речь про отмену НДФЛ. Мы надеемся, что для айтишников всё же отменят подоходный налог, так как для наших компаний зарплата сотрудников – основной пункт расходов. Предполагается даже льготная ипотека для работников нашей сферы, но до банков это еще не доведено. Еще планируется замена сервиса управления проектами GitHub – на смену придет что-то свое. Эти меры также направлены на то, чтобы айтишники не уезжали, чтобы им было интересно оставаться работать в России. 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here