Для немецких, румынских, итальянских и японских генералов во время войны в Чернцах под Ивановом организовали специальный лагерь. Главной фигурой среди них был командующий одной из самых мощных армий в вооруженных силах Германии.

 Как немецкий генерал сорвал всесоюзный слет

Это было в конце 1950-х. Помню, мы всем девятым классом на велосипедах поехали в Суздаль на экскурсию. А это от моего родного Гаврилова Посада ни много ни мало 27 километров. Когда добрались, казалось, нам было уже не до исторических познаний. Это, по-видимому, сразу понял выделенный для нас экскурсовод: «А вы знаете, ребята, здесь в Суздале, а точнее в Спасо-Евфимием монастыре, сидел плененный в Сталинграде генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс». После такого сообщения все сразу забыли об усталости…

О той памятной для меня экскурсии я вспомнил, когда в начале 1990 годов писал очерк «Забытые могилы». Тогда уже знал, что из Суздаля Паулюса вместе с группой других генералов перевели в селение Чернцы, расположенное в 28 километрах от Иванова.

Паулюс и его адьютанты.

 Кстати, в этом очерке я упомянул о конфузе, случившемся на VIII Всесоюзном слете по местам революционной, боевой и трудовой славы, что проходил в Иванове в 1977 году. С немалыми усилиями и солидными затратами организованный близ Чернц спортивный праздник был практически сорван. И кем? Ветеранами войны и труда – участниками слета! В самый разгар мероприятия они вдруг целыми группами стали покидать трибуны и трусцой устремились по проселочной дороге в сторону леса, забыв годы, ранения, болезни.

«Куда вы?» – вопрошали им вслед. «Смотреть, где сидел плененный Паулюс с генералами…»

Гитлер намекал на самоубийство

Как пишут современники, Паулюс родился в семье счетовода, служившего в тюрьме Касселя. В 1910 году, не окончив юридический факультет Баварского университета, поступил фанен-юнкером в пехотный полк. Молодой человек не упускал возможности продвинуться по карьерной лестнице.

С приходом Гитлера к власти Паулюс служил в Вермахте начальником штаба армии. При подготовке к нападению на Советский Союз был главным разработчиком плана «Барбаросса» (нападения на СССР). С января 1942 года на советско-германском фронте он – командующий 6-й армией, одной из самых мощных в вооруженных силах Германии.

В сражении в районе Харькова проявил высокие организаторские способности, окружил и разгромил советские войска Юго-Западного фронта, создав тем самым условия для наступления на Сталинград и Кавказ.

К сентябрю 1942 года армия Паулюса была уже в районе Сталинграда, где встретила ожесточенное сопротивление советских войск. Зимой была взята в кольцо окружения и несла огромные потери, причем не только на поле боя, а от болезней, недоеданий, мороза.

Из 330 тысяч немецких вояк осталась всего 91 тысяча. Командующий армией Паулюс шлет в Берлин радиограмму, что может продержаться не более 24 часов. В ответ от Гитлера приходит сообщение о присвоении Паулюсу звания генерал-фельдмаршала – намек на то, что ни один германский фельдмаршал никогда еще не сдавался противнику. Паулюса явно подталкивали к самоубийству…

Хирурги сделали несколько операций

До войны в Чернцах находился санаторий имени Войкова. Здесь и разместили пленников. А прибыло их сюда немало: 22 немецких, шесть румынских и три итальянских генерала. Позже появились и японцы. Народ был знатный: и потомки Бисмарка, и японский принц… Но главной фигурой был, конечно, Паулюс.

Он прибыл в Чернцы из Суздаля морально угнетенным, с тяжелым заболеванием кишечника. Хирурги из Иванова несколько раз делали ему операции. Как рассказывает заместитель главврача Шуйской центральной больницы Елена Ефимова, судя по недавно найденным документам, в этих операциях участвовал и хирург из Шуи Александр Успенский.

По прибытии в лагерь Паулюс заявил (так свидетельствует работавшая там тогда медсестрой Татьяна Мотова): «Я буду питаться, как солдаты. Только, если можно, достаньте травы – майоран и эстрагон. Я всегда возил с собой чемодан с этими травами, но в боях он пропал…» Татьяну Мотову командировали за травами в Москву. В какой-то степени просьбу генерал-фельдмаршала компенсировал и Успенский: он поил Паулюса настоем их чаги.

Играли в шахматы, вырезали шкатулки

Как рассказывала Татьяна Мотова (она была дочерью главврача лагеря), все генералы были освобождены от физического труда, питались вполне сытно: «Обязательно – мясо, молоко, сухофрукты. Как-то отец выступал перед пленными генералами и сказал: «Понятно, что сталинградский котел, в котором вас «проварила» Красная армия, – отнюдь не рай. Да и плен, в каких бы хороших условиях он ни проходил, угнетающе действует на психику. И тем не менее за полгода, что вы находитесь здесь, 33 генерала прибавили в весе на 9,7 килограмма в среднем. У вас, господа, не существует проблемы выжить. Вы не представляете, как тяжело нам, советским людям, сознавать, что подобные проблемы для наших соотечественников, попавших в фашистскую неволю, неразрешимы». На что немецкий генерал фон Ленски ответил: «Условия, созданные в лагере, смягчают нашу судьбу. Корректность, внимание и терпимость, которые проявляют к нам советские офицеры, хорошее питание, отличное медицинское обслуживание, замечательная библиотека и многое другое коренным образом меняет ранее внушенное нам представление о русских и русском плене». А Паулюс добавил: «Господин фон Ленски похитил мою мысль и мне нечего добавить»…

Генералы играли на бильярде и в шахматы, музицировали, вырезали из дерева шкатулки, сажали цветы, занимались спортом, читали и много рисовали. Увлекался живописью и Паулюс. Некоторые картины и сегодня хранятся в Ивановском художественном музее и в школьном музее в Чернцах. «Любили немцы делать дружеские шаржи, в том числе на моего отца. Пленные генералы относились к нему с уважением…» – вспоминает Татьяна Мотова.

За письмами отпускали без охраны

На мой очерк «Забытые могилы» в свое время откликнулась одна из бывших сотрудниц лагеря в Чернцах: «За время моей работы в лагере умерло два генерала – Хейфец (от рака) и Фенькерс (от инсульта). Никто не умирал от плохого отношения к немцам или питания. Свято выполнялась Женевская конвенция о положении военнопленных. Медицинское обслуживание было на высшем уровне… Генерала Хейфеца даже возили в Москву, где он лежал в лучшей клинике, но рак победил».

Жители Чернц помогли восстановить информацию о днях открытия и закрытия лагеря. Вспомнили о работе наших контрразведчиков, устанавливавших в комнатах пленных под видом ремонта подслушивающие устройства. И о побеге заключенных, о встрече их с населением…

Вот что писал главный инженер «Ивановостроя» Смирнов: «В детстве мне приходилось не раз встречаться с пленными генералами из Чернцкого лагеря. Отец у меня был лесным объездчиком, и мы с ним нередко проезжали по дороге на Пелгусово, а по ней без охраны пленные ходили за почтой на станцию. И мы их даже подвозили. Генералы всегда были опрятно одеты, вели себя вежливо и тактично. Помню, как пленные немцы строили мост через Уводь по улице Суворова. Он до сих пор в хорошем состоянии. Помню, и когда освобожденных немцев провожали в Германию. По этому случаю на станции Иваново был митинг»…

Высказался за прекращение войны

В Чернцах фельдмаршал Фридрих Паулюс пробыл год и месяц. Покушение на Гитлера 20 июля 1944 года и письмо его жены, доставленное из Берлина, окончательно подтолкнуло Паулюса к сотрудничеству с советской властью. Едва фельдмаршал дал согласие, как его сразу же увезли в Москву.

Чернцы Паулюс покидал неохотно: «Парадоксально, но мне очень грустно расставаться с Войковым. Второй год я уже здесь. Привык к нему. За время плена нигде не было так хорошо, как здесь… Я не представляю, что уже завтра не увижу нашего милого доктора Мотова, господ Петерса, Лебедева, внимательных ваших офицеров».

20 июля 1944 года Паулюс вступил в ряды антифашистского комитета «Свободная Германия». 9 августа обратился к немецкому народу по радио, где высказался за прекращение бессмысленной войны. На следующий день его речь была напечатана в «Правде».

На Нюрнбергском процессе Паулюс выступал свидетелем советского обвинения. В 1953 году был репатриирован и уехал в ГДР. (В ФРГ к родным отправиться не рискнул.) Остаток жизни прожил в Дрездене. Умер в 1957 году.

Недавно у нас в областном центре побывала делегация из немецкого Ганновера, во главе с полицай-генералом. Когда им показали план пребывания в Иванове, они отказались от ряда встреч в пользу посещения села Чернцы: интерес к генерал-фельдмаршалу Паулюсу не угасает и сейчас. И понятно: с ним в немалой степени связан перелом в страшной войне 1941-1945 годов в пользу Советской Армии.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here