Дирижер наряду с артистами – один из главных участников спектакля.

27 мая на сцене музыкального театра состоялся творческий вечер заслуженного артиста России, дирижера-постановщика классических оперетт, музыкальных комедий и балетов Аркадия Ладыженского. В рамках бенефиса, посвященного 85-летию маэстро, Аркадий Львович представил на суд зрителя классическую оперетту «Сильва».
 Из железнодорожного института в… музыканты

Тридцать лет Аркадий Ладыженский стоит за дирижерским пультом Ивановского музыкального театра. А до этого в его послужном списке – пост главного дирижера в театрах Хабаровска и Оренбурга.

Его путь в искусство был довольно извилист и необычен. Паренек из простой рабочей семьи, окончивший музыкальную школу, поступил… в железнодорожный институт. Правда, уже на первом курсе осознал ошибочность своего выбора. И пошел учиться в музыкальное училище, а затем в Новосибирскую консерваторию, в которой в годы учебы играл на скрипке в симфоническом оркестре под управлением народного артиста СССР Арнольда Каца. А позже создал небольшой оркестр, на протяжении десятилетия руководил самодеятельным театром оперетты.

Жизнь под знаком оперетты

 В каждом музыкальном жанре – будь то симфония, оперетта, опера или балет – есть свое очарование. Но большая часть жизни нашего героя прошла под знаком оперетты. «Марица», «Сильва», «Фраскита», «Мистер Икс», «Летучая мышь», «Веселая вдова», «Ханума» давно стали украшением репертуара Ивановского музыкального театра и визитной карточкой Аркадия Ладыженского.

Справка. Аркадий Ладыженский – заслуженный артист России. Обладатель почетной грамоты министерства культуры. Родился в 1937 году в Биробиджане. Окончил Новосибирскую консерваторию имени Глинки. Работал в Новосибирском театре оперы и балета, занимал посты главного дирижера в Хабаровском и Оренбургском театрах музыкальной комедии. В 1992-м принял пост главного дирижера Ивановского музыкального театра и бессменно занимал его до сентября 2019 года.

 «Особую радость я испытываю, работая над серьезными симфоническими произведениями, – это большая ответственность, – говорит маэстро, – ведь, как правило, их программы очень сложны. Дирижировал я и балетными спектаклями. Это совершенно особый вид искусства, потому что артисты балета крайне чувствительны к малейшим темповым изменениям. Все нюансы должны быть четко выверены».

Тридцать лет за дирижерским пультом в Иванове

 Не каждый годится на роль дирижера – это должен быть очень образованный человек, тонко разбирающийся и чувствующий прекрасное, деликатный к нотам и чуткий к исполнителю. «Моя задача как дирижера – сохранить замысел композитора и донести его до слушателя в полном объеме, – рассказывает Аркадий Львович. – Во время спектакля меня, конечно же, целиком и полностью захватывает музыка, но ведь дирижирование невозможно без предельной собранности и внимательности. Дирижер наряду с артистами – один из главных участников спектакля».

Оперетта только с виду кажется легким жанром, уверен Ладыженский. На самом деле – это сложный вид искусства, и дирижеру нужна сверхбыстрая реакция, постоянный контроль над ситуацией. «Ведь от тебя зависят артисты, хор, балет, оркестр. И палочка дирижера обладает активным волевым началом».  

Партитуры разложены и на кухонном столе

Впрочем, Аркадий Львович – личность крайне разносторонняя. С ранних лет увлеченный боксом, он до сих пор внимательно следит за бойцами в перчатках по телевизору, разбираясь во всех нюансах. Также страстно болеет во время хоккейных матчей.

А еще Ладыженский очень увлечен кулинарией, любит готовить. Друзья и коллеги по театру отзываются о нем как о человеке хлебосольном и гостеприимном. Он и дома всегда накормит чем-нибудь вкусненьким, и на пикнике пожарит чудесный шашлык. Причем на кухонном столе во время приготовления пищи разложены и партитуры – маэстро может одновременно делать несколько дел, каждому отдаваясь на все сто процентов.

Коллеги вспоминают, что, даже сломав ногу, он продолжал руководить постановкой спектакля. А помог процессу исцеления не столько гипс, сколько музыка.

«С ранних лет я полюбил Чайковского. И до сих пор не могу ни слушать, ни исполнять произведения этого великого мастера без внутренней дрожи. В музыке минувшего столетия всё лучшее для меня связано с творчеством Прокофьева, Петрова, Шостаковича, Щедрина, Шнитке… – рассказывает дирижер. – Я верю, что, как бы ни менялись времена, классическая музыка будет актуальна всегда. Потому что, не поняв, не дотянувшись до нее, невозможно постичь и лучшее в современной музыке».

 Мнение

Александр Серков, заслуженный артист, заведующий труппой Ивановского музтеатра:

Тридцать лет за дирижерским пультом в Иванове

– Аркадий Львович принял пост главного дирижера театра в 1992 году, я же влился в труппу незадолго до его приезда – в 1991-­м. Так вышло, что в моей актерской судьбе этот человек принял непосредственное участие, увидев во мне потенциал для таких серьезных работ, как «Фраскита» и «Баядера». А первым спектаклем, при постановке которого нам довелось сотрудничать, стали «Корневильские колокола». Время было непростое, и мы жили вместе в гостинице «Советская», постоянно общаясь. Позднее получили квартиры в одном доме на улице Володарского, и теплое общение, конечно же, продолжилось.

Он очень компанейский, в быту – общительный человек. Мы отмечали и дни рождения, и Новый год, и другие праздники. У меня самые приятные впечатления об этом высоком профессионале и добрейшей души человеке, с которым мне посчастливилось служить искусству на протяжении многих лет.

Чем он мне симпатичен в профессиональном плане? Он бесподобный музыкант, немало сделавший для нашего театра. Спектакли, поставленные им, долговечны. Один из ярких примеров тому – «Ханума», не одно десятилетие продолжающая достойную жизнь на театральных подмостках Иванова. Он и музыкант, и дирижер-постановщик, и отчасти режиссер. Во всяком случае во время работы над спектаклем он всегда давал дельные советы режиссерам. Думаю, если бы Аркадий Львович вышел на сцену, то мог бы прекрасно проявить и свои актерские дарования.

А еще одна грань его таланта – создание прекрасных концертных программ на музыку Чайковского, Дунаевского и других великих композиторов. Знаете, оперетта считается жанром молодых, но он молод душой. И это действительно редчайший случай, когда в 85 лет дирижер стоит за пультом.

Валентина Новожилова, заслуженный работник культуры, главный художник Ивановского музтеатра:

Тридцать лет за дирижерским пультом в Иванове

– Аркадий Львович – любимец публики. Я знаю его очень давно, и мне приятно говорить о нем. 30 лет работая рядом, не устаю восхищаться его профессионализмом, культурой музицирования, интересом и любовью к музыке. Для меня его работы – всегда показатель качества…

Он пришел в наш театр в непростые времена и, несмотря на это, создал много интереснейших спектаклей и программ, первым в Иванове выведя музыкантов из оркестровой ямы на сцену, на публику.

За годы совместной службы искусству у меня сложились с ним очень теплые человеческие отношения. Он подкупает своей неиссякаемой энергией, юношеским задором, желанием творить. Несмотря на почтенный возраст, Ладыженский много внимания уделяет физический форме. А еще он очень любит друзей, природу – много времени проводит на даче. Он обожает дочь Викторию и души не чает во внуке Аркадии, с которым проводит много времени и который так похож на него.

Мне хочется пожелать Аркадию Львовичу всего самого доброго, крепкого здоровья и долгих лет! Пусть его неиссякаемая энергия продолжает бить ключом и пусть он щедро делится ею с нами.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here