В последний день уходящей зимы в Иванове прозвучат песни группы, давно ставшей легендой русского рока. В преддверии выступления один из лидеров коллектива Юрий Каспарян (гитарист группы, без которого даже песня про «Пачку сигарет» никогда не зазвучала бы так пронзительно-щемяще) согласился на эксклюзивное интервью «ИГ».

Песни остаются боевиками в любой аранжировке

– Песни группы «Кино» – в большинстве своем этакие боевики. И вдруг – симфонические аранжировки. Как такое вообще возможно? И как вам пришла в голову идея, что сегодня эти всенародно любимые хиты могут и должны звучать именно так?

– Я думаю, что, несмотря на симфоническую обработку, песни группы не перестают быть боевиками. Да, там есть лирические места, но в основном это все-таки драйв и энергия. Идея «Симфонического Кино» пришла в голову Игорю Вдовину. Это композитор, который делает наши оркестровки. Мы давно дружим. Он предложил идею о том, чтобы песни «Кино» получили новую жизнь. Это было в 2010 году.

КОНКРЕТНО. Послушать песни группы «Кино» в симфонической обработке можно 28 февраля в Ивановском музтеатре в 19:00.

 Когда мы впервые вышли играть «Симфоническое Кино», для меня это стало довольно сильным эмоциональным стрессом. Я очень волновался и поначалу был сильно недоволен некоторыми моментами звучания… Но постепенно, с годами, пришла сыгранность и абсолютное понимание друг друга. Я всем сейчас доволен.

Юрий КАСПАРЯН: "Кино" стало бы популярно и сегодня!.."

– Что вы испытываете, исполняя старые композиции в совершенно новом прочтении? Ностальгию? Приятно погружаться в тот материал, которым жили три десятилетия назад?

– Мне сложно однозначно охарактеризовать чувства, которые я испытываю в эти моменты… В первую очередь я просто исполняю композиции. Когда играем, стараемся, чтобы всем было… весело (улыбается). И да, я прежде всего переживаю ощущения, которые заложены в музыке. От этого никуда не денешься.

С ивановскими музыкантами увидимся впервые

– В каждом городе вы играете с разными оркестрами. Как я понимаю, с ивановскими музыкантами увидитесь впервые – непосредственно на концерте. Как проходит процесс подготовки к совместному выступлению? Должна же произойти какая-то эмоциональная притирка с музыкантами, с которыми вы выходите на сцену?

– За месяц оркестру высылается партитура, исполнители проводят читку нот… Потом за сутки до концерта, а бывает, что и непосредственно в день выступления, приезжаем мы. И репетируем, совмещая с саундчеком (настройкой аппаратуры. – К. Ш.). И вперед – на сцену!

– Виктор Цой утверждал: главное, чтобы музыканты были друзьями. Какие у вас отношения с постоянными участниками «Симфонического Кино»? Часто ли случаются какие-то творческие разногласия?

– Они мне очень симпатичны и как люди, и как музыканты. Что касается разногласий… Нет. Мы обсуждаем какие-то рабочие моменты, и ко мне прислушиваются. Ребята – профессионалы в своем деле, и спорить нам не о чем.

– Наследие группы «Кино» интересно многим поколениям. Как изменились поклонники вашего творчества и чем, на ваш взгляд, отличается старшее поколение от молодежи?

– Думаю, что этот вопрос уместнее адресовать социологам. Конечно, есть очевидные отличия – другое время, другой социальный антураж… А по большому счету, мне кажется, что молодежь – она всегда молодежь.

Винил – чудо посреди цифровой метафизики

– Насколько мне известно, помимо «Симфонического Кино» вы с петербургским музыкантом Валерием Алаховым занимаетесь и электронной музыкой? Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

– Это давняя история. В 1987 году, когда студия группы «Кино» дислоцировалась на квартире у Георгия Гурьянова, мы делали там кое-какие эксперименты. У Георгия было немало музыкальных идей, концептуально не вписывавшихся в творчество группы «Кино», и в какой-то момент мы сделали несколько демонстрационных записей с участием группы «Новые Композиторы». Ну а сегодня, на новом витке истории, мы с Валерием решили посмотреть, что с этим можно сделать.

Юрий КАСПАРЯН: "Кино" стало бы популярно и сегодня!.."Виктор Цой и Юрий Каспарян (1987 год).

Уже сыграли несколько концертов. Появились новые пьесы. Постепенно, вероятно, возникнет какая-то небольшая программа, с которой можно будет выступать в экспериментальных пространствах – выставочных галереях, биеннале, конференциях …

– Лейбл «Машина рекордз» переиздал классические альбомы «Кино» в новом звучании. Вы ведь принимали активное участие в этом проекте? Приоткройте завесу тайны – в чем секрет кардинального отличия звука на новых пластинках?

– Кардинальных отличий всё же нет. В том плане, что песни те же, записи те же. Просто мы заново оцифровали мастер-пленки, произвели кое-какую реставрацию. Довольно сильные изменения – по спектру звучания записей. На мой взгляд, получилось интересно… Лучше, чем было в прежних изданиях. Этот проект ориентирован прежде всего на аудиофилов и коллекционеров. Все релизы доступны в формате и компакт-дисков, и виниловых пластинок.

– Как вам, кстати, вся эта мода на возрождение винила (грампластинок)?

– Я очень хорошо отношусь к винилу. Мне кажется, что это идеальный носитель. Музыка ведь сама по себе нематериальна. А с окончательным переходом на цифровые форматы оказалось, что и компакт-диски никому не нужны. Ну, разве что коллекционерам. А винил – это такое чудо посреди всей этой цифровой метафизики, его можно с удовольствием подержать в руках. Рассмотреть картинки на большом конверте… Все-таки музыка требует материальных носителей, и знакомство с альбомом начинается с разглядывания обложки. Поэтому я очень хорошо отношусь к возрождению пластинок и всячески это поддерживаю.

– Вы не коллекционируете?

– Нет, я не меломан – я музыкант. Знаете, как говорится, «чукча – не читатель, чукча – писатель». Конечно же, у меня собрано какое-то количество пластинок, но это те, на которых я рос, и те, на которых записана моя музыка.

– Вам не кажется, что в современном мире рок-музыка не так популярна, как в эпоху перестройки? Поэт в России сейчас уже не «больше, чем поэт»? Вот, к примеру, группа «Кино» сегодня имела бы шанс стать суперзвездой?

– Очень сложно гадать. История не терпит сослагательного наклонения. Но, в принципе, сейчас чувствуется ожидание какой-то интересной новой музыки… Можно предположить, что мы стали бы популярны и сегодня.

СПРАВКА. Юрий Каспарян родился в 1963 году в Симферополе. Советский и российский рок-музыкант. Гитарист рок-группы «Кино». Один из основателей (совместно с Вячеславом Бутусовым) и соло-гитарист группы «Ю-Питер», был одним из основных участников «Поп-механики» Сергея Курёхина. В конце 1980-х годов вместе с группой «Кино» и другими проектами активно гастролировал по республикам СССР, а также в Европе, США и Японии. В 1990-х сотрудничал с художником-концептуалистом Сергеем де Рокамболем. С 2010 года участвует в проекте «Симфоническое Кино».

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here