Чем притягательны заброшенные дома?

Ивановка Юлия Абрамова уверена, что старые здания способны переносить нас на несколько десятков лет назад. Они прекрасно отражают ушедшую эпоху. По покинутым объектам девушка путешествует с детства. При этом она осознает и всю опасность своего необычного хобби.
Представлять, как несколько лет назад здесь пили чай

Почти все летние каникулы Юлия Абрамова проводила в деревне у бабушки с дедушкой, и главным ее развлечением были прогулки по местным заброшенным постройкам. Бабушка рассказывала внучке о жизни хозяев пустующих домов, показывала старые фотографии, но не разрешала заходить на чужую территорию. Юлии нравились истории о прошлом, а старые избы без машины времени могли перенести тебя на несколько десятков лет назад.

Заброшенный дом как машина времениДетский лагерь под Плёсом – одно из немногих мест, где почти не оказалось мусора.

«Было страшно, но интересно. Бабушкины запреты только подогревали мое желание рассмотреть все предметы в заброшенных домах. Мне нравились старая посуда, мебель, книги. В одной избе даже занавески на окнах сохранились, – рассказывает «ИГ» Юлия Абрамова. – Я представляла, как кто-то несколько лет назад пил чай за столом, смотрел из этих окон на улицу и видел там другую жизнь. Которой сейчас уже нет».

По словам девушки, ее увлечение не было желанием пощекотать нервы – привлекали старые вещи и образ жизни минувшего времени. Технологии дали нам воду из крана, газ на плите, тепло в батареях, интернет и сделали всё еще знакомый многим уходящий в прошлое быт воспоминанием детства с запахами и вкусами. Неудивительно, что многим нравится пересматривать старые фотографии наших родителей, бабушек и дедушек и спрашивать их, какой раньше была жизнь.

Заберешь что-нибудь с собой – потревожишь прошлое

Юлия Абрамова сравнивает заброшенные здания и дома с музеями. Эффект тот же – мысленное возвращение в прошлое через вещи. Только здесь они не подписаны и посетителя не сопровождает экскурсовод. «В музее экспонаты лежат за стеклом или отгорожены веревочкой, их нельзя подержать в руках. В этом главное отличие. За ограниченное время экскурсии не каждый может успеть прочувствовать ценность всего, что хранят фонды, а в «заброшке» найденный интересный предмет можно рассматривать хоть три часа. И еще никто не запретит фотографировать… Но забирать с собой, считаю, ничего нельзя», – рассуждает Юлия.

Заброшенный дом как машина времениВ старых домах Юлия Абрамова любит представлять, как здесь жили люди.

По мнению девушки, любовь к заброшенным зданиям не дает морального права уносить с собой чужое, потому что это неотделимая часть атмосферы прошлого. Любителей погулять по забытым местам достаточно, и если каждый начнет брать всё, что захочет, то такие объекты будут исчезать.

Ивановка отмечает, что красота прошлого разрушается и по другим причинам. Часто гости пустующих территорий – дети или подростки – намеренно выбивают стекла из окон домов, используют безлюдные пространства для посиделок, оставляя после себя бутылки, упаковки и прочий мусор. Это, по мнению девушки, резко меняет атмосферу.

Экспедицию сорвала стая собак

Юлия Абрамова совершает только безопасные путешествия по заброшенным местам. У девушки есть несколько правил, которые помогают избежать неприятных ситуаций.

«Я гуляю только в светлое время суток. Всё-таки эти объекты могут посещать хулиганы и вандалы… По этой же причине беру с собой еще одного или нескольких человек, чтобы не было страшно. Мы не застрахованы от нападений собак, поэтому с собой нужно иметь средства защиты. Например, перцовый баллончик. И еще не нужно вторгаться на частные территории или прятаться от охранников. Это чревато плачевными последствиями. Нельзя взламывать замки и бить стекла, чтобы куда-то попасть. Это уже не поход в «музей», а хулиганство», – рассказывает Юлия.

В тему. Столичный фотограф Фёдор Савинцев ведет блог в «Инстаграме», где публикует снимки необычных частных домов Подмосковья. Он знакомится с хозяевами и помогает владельцам отреставрировать здание, вернуть старым вещам первоначальный вид, интересуется историей предметов старины.

 За десять лет такого «хобби» у Юлии были два неприятных случая с собаками. Первый произошел в заброшенном детском лагере под Плёсом, когда из-за угла неожиданно выбежали четыре бродячих пса и буквально загнали непрошеных гостей в угол. Отбиться не получилось: одна собака все же укусила друга Юлии за ногу – поход пришлось заканчивать досрочно. Второй подобный случай, но уже без «жертв», произошел в Вичугском районе.

«В походах может таиться опасность. Эти случаи научили меня более ответственно относиться к вылазкам и с умом выбирать места для изучения прошлого», – делится девушка.

Охотники за привидениями замусорили усадьбу

Некоторые интересные объекты порой превращаются в места отдыха любителей экстрима. Так, усадьба Севрюгова на окраине Кинешмы давно притягивает шумные компании, детей и подростков. Первый канал в документальном проекте «Истина где-то рядом» рассказывал о привидениях, которые якобы могут здесь обитать.

По мнению Юлии Абрамовой, в 2013 году, после выхода передачи, у кинешемцев усилился интерес к этому месту. Легенды о призраке в усадьбе стали обрастать домыслами и сопровождаться новыми загадочными фотографиями. И чем сильнее было желание увидеть «героев» мистических историй, тем… больше мусора появлялось вокруг здания.

«Охота за привидениями приводит к тому, что место становится похожим на свалку. Мы с друзьями проводили субботник на приусадебной территории и вежливо просили отдыхающих убирать за собой мусор. Собрали три мешка, – вспоминает Юлия. – Не нужно путать стремление прикоснуться к прошлому с желанием пощекотать нервы себе и другим».

Деревню возродили… картины

Интерес к забытым зданиям и местам можно выражать по-разному. Так, летом столичный художник Алексей Нечаев (псевдоним – Медной) в двух деревнях Вичугского района – Ратманихе и Сенине – реализовал свой проект «Уходящая жизнь».

Заброшенный дом как машина времениАлексей Медной оживил вичугские деревни.

На полуразвалившихся избах художник разместил большие портреты крестьян, изображения коров с телятами и других сельских животных, которые заранее нарисовал на деревянных полотнах. Жители Вичугского района с благодарностью относятся к преображению забытых пространств.

«Проект Алексея Медного – отличный пример того, как нужно относиться к прошлому. Кто-то пишет краской нецензурные слова на стенах, а кто-то использует эти же приемы, но при этом творит красоту. Сразу видно бережное отношение к забытым местам, к культурному наследию наших предков. Например, глядя на изображения крестьян, каждый вспомнит свое детство. К тому же такие проекты могут привлечь туристов», – комментирует Юлия Абрамова.

Девушка рассказала, что сейчас разработаны целые маршруты по заброшенным местам. В крупных городах любители старины собираются в группы и вместе изучают забытые объекты. Это, считает Абрамова, здоровая потребность прикоснуться к «заброшкам». В интернете появляются интересные материалы о таких домах с их историей и старыми фотографиями.

Тем не менее шумных компаний, для которых старые здания – место для сомнительного отдыха, по-прежнему больше. Юлия Абрамова надеется, что культурный туризм по забытым местам станет популярнее. Это позволит людям посмотреть на прошлое под другим углом. Многие уже не захотят разбивать окна, а напротив, станут восстанавливать и сохранять подобные объекты.

Комментарий. Ивановский адвокат Дмитрий Горносталев: – Как таковой ответственности за посещение заброшенных зданий нет, однако в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса бремя содержания имущества лежит на собственнике. Это значит, что владельцы подобных объектов должны принять все меры для недопущения на потенциально опасную территорию посторонних лиц.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here