В Ивановской области практически не осталось машинно-тракторных станций.

Машинно-технологические станции в регионе едва пережили советское время, в котором родились. А те немногие, что остались, сегодня не получают господдержку.
Первый парень в… МТС

Шуйский фермер Сергей Симаков стал известным на всю область в 2016 году, когда принял в своем хозяйстве первый этап регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Парку его техники, расположенной на базе СПК имени Крупской (этим хозяйством он тоже руководит) в Дунилове, могут позавидовать ведущие сельхозпредприятия области.

Замаскированный агросервисСергей Симаков возродил в регионе традиции МТС.

Симаков – социальный партнер Шуйского технологического колледжа, где парни получают среднее общее и специальное образование.

Хозяйство фермера хотя и базируется в Дунилове, выполняет весенне-полевые работы сразу в нескольких районах. Свой современный парк техники «симаковцы» предоставляют для обработки полей хозяйствам, которые испытывают недостаток в машинах и прицепных агрегатах. «Это очень востребованная услуга, которую мы оказываем даже крепким сельхозпредприятиям, – рассказывает Сергей Борисович. – К примеру, работали в «Возрождении» и «Заре» Родниковского района и, конечно, в шуйских хозяйствах».

По сути, соглашается Симаков, его КФХ выполняет функции распространенных в советское время машинно-тракторных станций. Подписали договор – и всю ответственность за урожай от сева до уборки МТС берет на себя.

Зачем тратиться на машину, которая нужна пару раз в году

«В нынешнюю посевную мы также успевали и свои поля обрабатывать, и другим хозяйствам оказывать услуги по договору, – рассказал корреспонденту «ИГ» Сергей Борисович. – Например, в «Заре» и в другом сильном хозяйстве – в шуйском «Центральном». Наши земляки из госпредприятия «Васильевское», пережившего процедуру банкротства, сохранили сельхозземли и большое молочное стадо. Но с техникой у них проблемы. С ними тоже заключили договор».

 Цифры и факты. Росагролизинг с 2014 года является активным участником Программы реализации отечественной сельхозтехники с субсидией. За этот период около 35% всех поставок в лизинг осуществлены со скидками от производителей, просубсидированными государством. Росагролизинг, не дожидаясь официального запуска обновленной программы субсидирования (по которой с мая скидка для селян составляет 10-15%), уже с февраля предоставляет аграриям технику основных поставщиков по сниженным ценам.

«У нас своя техника есть, – комментирует руководитель родниковской «Зари» Лидия Путяева. – К примеру, недавно купили по лизингу белорусский зерновой комбайн «Нова». Но специальных машин нет: зачем их покупать, если за год они работают один раз в месяц? Я, прежде всего, имею в виду разбрасыватель органических удобрений и грузовую платформу под него. Обратилась к Сергею. У него набор спецтехники самый лучший в области. Правда, все-таки подумываю приобрести два разбрасывателя: дорого обходится нам эта услуга».

Симаков и не скрывает, что рыночные отношения стоят во главе сельской экономики. Его хозяйство тоже должно получить прибыль. 15 единиц имеющейся у него техники должны себя окупать.

«И всё равно, особенно для небольших хозяйств, выгодней нанять сложную машину, тот же кормоуборочный комбайн, чем его покупать и содержать, жечь дорогую солярку, – отмечает опытная Путяева. – Считаю, что такие машинно-технологические центры нужно развивать. Ведь без современной техники сегодня любому хозяйству просто не выжить».

Тракторные станции не считаются сельхозпроизводителями

До 2006 года в Родниковском районе действовало ОАО «МТС», созданное бывшим председателем колхоза Александром Твердовым. Оно, имея неплохой парк техники, тоже оказывало услуги хозяйствам области. А еще, как и КФХ Симакова, заключало договора с сельскими администрациями на чистку дорог и улиц от снежных заносов и другие работы.

Директор МТС, уйдя на пенсию, передал дела дочери Елене Лесаковой (это сестра известного родниковского фермера Владимира Твердова, хозяина частной свинофермы). Предприятие перевели в другую форму собственности – ИП – и по-прежнему оказывают услуги.

Справка. По словам экспертов, сейчас старение сельхозтехники чуть обгоняет покупку новых машин. Доля тракторов старше 10 лет в России превышает 50%, зерноуборочных комбайнов – около 45. В результате страдает рентабельность агробизнеса. Например, потери при уборке старыми комбайнами составляют 10% от выращенного урожая, а при использовании новой техники – около одного.

 «У нас есть мастерская, производящая все виды ремонтных работ. Наши механизаторы (звено из восьми тракторов и прицепных агрегатов) нынче работали на посевной в Палехском, Верхнеландеховском и нашем районах, – рассказала «ИГ» Елена Лесакова. – Налоги для ОАО слишком большие, а прибыль едва покрывала убытки. Вот и сменили форму собственности. И самое главное: никакой поддержки от государства МТС до сих пор не получают. Никаких льгот у нас нет, как будто мы не аграрии».

При этом обычные сельхозпроизводители давно получают технику с компенсацией первоначального взноса, а с этого года – на 10-15% дешевле, прямо с отечественных заводов. Но оказывается, такие сервисные организации не считаются сельхозпроизводителями и льгот Минсельхоза на приобретение сельхозмашин не имеют. Берут их на банковские кредиты, что называется, за полную стоимость.

Комбайны уже не разваливаются в поле

«Все хозяйства района, занимающиеся сельским хозяйством, ежегодно приобретают комбайны, трактора и другие сельхозмашины, – комментирует начальник сельхозуправления Родниковского района Алексей Питев. – Без модернизации невозможно их развитие. Они используют для этого все формы господдержки, берут и займы Россельхозбанка, Сбербанка, ВТБ. У нас в районе в последние годы просто бум какой-то на новую технику. В этом году не только «Заря», но и средние по меркам финансовой прибыли хозяйства – СПК «Россия» и имени Фрунзе – купили зерновые комбайны».

Замаскированный агросервисМодификации нового трактора «Кировец» стоят 8-9 млн рублей. Это очень дорогостоящая покупка для ивановских хозяйств.

«Еще пять-десять лет назад мы, проводя техосмотр, убеждались, что износ техники приближается к 80%, но сейчас ситуация улучшается, процент новых сельхозмашин растет, – комментирует руководитель Гостехнадзора по Родниковскому и Лухскому районам Михаил Сафронов. – К примеру, только в этом году появились три новых трактора, а в 2019-м их было семь. Также год назад в район прибыло три кормоуборочных «Дона», три зерноуборочных «Полесья», семь косилок. Только что в Тайманиху (СПК имени Фрунзе) пригнали зерноуборочный комбайн, я его еще не успел поставить на учет. Приобретают новые машины и в Лухском районе».

В мае между «Ростсельмашем» и Ивановской областью подписано соглашение о сотрудничестве. Отечественный гигант готов поставлять свою продукцию ивановцам на 15% дешевле, обеспечивая и сервисное обслуживание.

…Таким образом у нас в области всего два сельхозпредприятия, предоставляющие технику и механизаторов для полевых работ. Но есть и обычные хозяйства, оказывающие помощь коллегам по договору. Все они тоже обновляют свой машинный парк. Руководители – и сервисники, и аграрии – изучили предложения о новых льготах Росагролизинга, но… в своем большинстве пока не спешат приобретать технику на новых условиях. Она всё равно очень дорогая.

Задумываясь о покупке, они присматриваются к альтернативным банковским займам, тоже льготным. Все селяне решают проблему обновления техники по-разному…

А вот предложение ивановцев Минсельхозу о господдержке организаций, осуществляющих функции МТС, остается актуальным.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here