Сделанные «с ласковым словом» куклы обязательно будут радовать ребятишек.

Пандемия коронавируса наложила свой отпечаток на нашу жизнь. Тяжелее всего пришлось людям искусства – организаторам концертов, артистам, художникам, театральному закулисью… По сути, в одночасье все эти люди оказались лишены любимой работы, востребованы не в полную силу и каждый был вынужден искать для себя альтернативные варианты.

 А вот художнику Ивановского областного театра кукол Андрею Панину в этом плане в чём-то даже и повезло, как это ни парадоксально звучит:  «В самоизоляции было столько времени рисовать, как никогда прежде…»

Путь в театр был тернист и извилист

Андрей с детства очень хотел быть художником. Постоянно что-то рисовал, раскрашивал. А чуть позднее, уже будучи школьником, дома с друзьями устраивал домашний театр. Раскладывали по ролям пьесу Маршака «Петрушка-иностранец», в качестве героев выступали перчаточные куклы. Но о том, чтобы работать в театре, в те годы даже и не задумывался. С легкостью поступил в художественную школу и, хотя она была далеко от дома, ездил туда один и занимался с упоением.

Когда же пришел черед определяться с выбором профессии, возникла некоторая сложность. Мама Андрея работала на швейном заводе, папа – механиком в таксомоторном парке. Понятно, что им хотелось, чтобы и сын получил «нормальную мужскую» специальность. К примеру, стал инженером. Сын не очень к этому стремился, но тем не менее честно попытался поступить в энергоинститут. Не поступил… Тогда родители настояли на автотранспортном техникуме. Впрочем, и там Андрей Альбертович оказался не на своем месте.

Досье. Андрей Панин родился в Иванове в 1958 году. Окончил здесь художественное училище. С 1993 года работает в областном театре кукол. В качестве художника-постановщика выпустил 50 спектаклей. Спектакль «Жил-был Геракл» по пьесе Михаила Бартенева, созданный Паниным, с успехом идет и на сцене Рыбинского театра кукол. Андрей Панин – организатор экскурсий и мастер-классов в художественных мастерских театра для руководителей самодеятельных театральных коллективов. Преподает технологию изготовления театральной куклы в Ивановском колледже культуры и живопись в центре дополнительного и гуманитарного образования «Элита».

 В конце концов, мечта сбылась и будущий художник поступил в Ивановское художественное училище на отделение дизайна, которое в 1983 году окончил с похвальным листом.

– Педагоги настаивали, чтобы я продолжил обучение либо в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной, либо в Московской художественно-промышленной академии имени Строганова, – вспоминает Андрей Альбертович. – Но как раз в этот момент я встретил свою любимую, ставшую мне настоящей второй половинкой. С Мариной Станиславовной мы поженились, и я понял, что счастье – здесь, в родном городе, и ни к чему мне куда-то ехать… По распределению стал работать в НИЭКМИ (Научно-исследовательский экспериментально-конструкторский машиностроительный институт). Это было очень солидное по тем временам предприятие. Я занимался оборудованием для красильно-отделочного производства, а вечерами – любимой графикой…»

После распада СССР текстильная промышленность в городе стала угасать. И, разумеется, первыми под сокращение попали художники, в том числе Панин. «Тогда-то артистка Ивановского театра кукол Татьяна Терентьева, с которой я был хорошо знаком, пригласила меня в театр. Я решил попробовать. Так и случилось, что с 1993 года, уже без малого три десятилетия, я работаю в этом театре».

«Когда делаю куклу – разговариваю с ней»

Андрей, а вы помните первый спектакль, над которым работали? Были ли люди, которых вы считаете своими учителями?

– Первым спектаклем стал «Праздник непослушания». Было очень интересно. Тем более что был жуткий дефицит: «чудеса» приходилось делать в буквальном смысле из воздуха. Этому я учился у Виталия Смирнова, заведующего постановочной частью театра в те годы. Совершенно золотые руки были у этого удивительного человека! Время было тяжелое. Это сейчас нам доступны всевозможные клеи, саморезы, болты, а тогда не было ничего. И вот из этого «ничего» Виталий Николаевич делал буквально всё… Я всегда старался учиться тому, что и как делал этот настоящий волшебник.

– Поделитесь профессиональным секретом волшебства?

– Когда делаю кукол, всегда с ними разговариваю. Хвалю: «Ты у меня самая хорошая!» Нельзя ругаться, если вдруг уронишь заготовку… И тогда сделанная с любовью и ласковым словом кукла получится доброй и будет радовать ребятишек.

– А есть какой-то спектакль, какая-то кукла, которыми вы особенно гордитесь?

– Они все для меня как дети. Сложно выделить… Наверное, больше, чем остальными, я был доволен куклами для спектакля «Жил-был Геракл», режиссером-постановщиком которого стал Владимир Кузнецов. Над ними я работал со своей замечательной супругой. Это был 1997 год, и мы были очень ограничены в финансах, но постарались сделать невозможное и, мне кажется, у нас это получилось. До сих пор приятно вспомнить, хотя спектакль уже лет десять как снят с репертуара.

– В каждую куклу вы вкладываете душу. Не жалко, когда спектакль снимают с репертуара? Куда деваются «списанные» куклы?

– Скажу честно, жалко, и даже очень. Грустная это история… Прощание с тем, что ты сделал и что радовало ребятишек. Но ничего не поделаешь, такова жизнь. Некоторые куклы физически изнашиваются так, что можно только выкинуть. Многие хранятся на складе театральных мастерских. А несколько лет назад в фойе нашего театра открылась выставка старых театральных кукол, где некоторые мои работы обрели новую жизнь.

Самоизоляция как повод для творчества

– Андрей Альбертович, вам, театральному человеку, наверняка непросто было сначала самоизолироваться, а затем месяцами ждать открытия театра и возвращения к привычному ритму жизни?

Наверное, это покажется удивительным, но – нет! В принципе, моя деятельность вообще не изменилась. Просто мы пережидали то время, когда на работу ходить было нельзя. Мне было дико и совершенно непонятно, когда видел по телевизору, как многие одуревали от безделья. Я занимался творчеством. Много рисовал…

Мне как художнику чем больше свободного времени, тем лучше. Как это ни странно прозвучит с точки зрения обывателя, самоизоляция предоставила мне огромное количество времени для своего, нетеатрального творчества… Дома я просто с упоением рисовал, вечерами выходил подышать воздухом во двор.

Жизнь несется так быстро! Когда еще представится такая возможность посвятить время любимому делу?!

– Может, из этого даже вырастет целая выставка?

– Может быть. Но это будет еще очень нескоро… Для выставки всё же нужно гораздо больше работ… Несколько лет назад мы с моей замечательной семьей уже организовывали выставку – семейную. (Вообще моя чудесная семья – мой тыл. Супруга – живописец, а сын Игнат – кузнец.) Марина представила живопись, сын – свои работы в малой кузнечной пластике, а я – графику в стиле импоссибилизма (искусство невозможного, одно из ответвлений сюрреализма. – Ред.), которые до этого мало кто видел.

– Насколько мне известно, в театре недавно состоялась сдача нового спектакля «Тео возвращается домой». Вы принимали непосредственное участие в этой работе. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– «Тео возвращается домой» – очень хороший спектакль, но совсем не детский. Художественное руководство театра много лет сетовало на отсутствие таких постановок в репертуаре. В нашем театре подобных спектаклей точно еще не было. Мне пришлось изрядно поработать над ним, поэтому считаю, что имею право высказать свое мнение как зрителя: это потрясающая, изысканная, обращенная к тончайшим вибрациям человеческой души работа. История взрослого человека, после долгого отсутствия вернувшегося в родительский дом и испытавшего целую гамму чувств.

Режиссером, художником, автором музыкального оформления спектакля выступил Амир Ерманов – московский режиссер. Я рад сотрудничеству с Амиром: он настоящий профессионал в своем деле и как режиссер, и как художник. Большую часть кукол мы заказывали в Москве, а здесь делали декорации, реквизит, оформление спектакля. Творили весело и интересно. Я очень доволен тем, что мне довелось поработать над этой получившейся такой удачной постановкой, обращенной к внутреннему миру человека.

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here