Семейная фотосессия.

Поводом для знакомства с 16-­летним Арсением Боровским стала выставка творческих работ детей и подростков с особенностями развития «Мы есть» в областном художественном музее. Это итог работы арт-психологов с детьми-инвалидами и их родителями. Такие проекты помогают обществу понять и принять особенных детей. Среди самодеятельных художников оказался и Арсений

Сначала пытались переделать под обычного мальчишку

Наверное, все родители при рождении тяжелобольного ребенка задают себе одни и те же вопросы: «Кто виноват? Почему я? За что мне это?» И переживают чувство вины, а порой и отчаяния, впадают в депрессию.

У каждого здесь свой путь, и привести он должен к принятию ситуации, утверждают психологи. Только тогда будет и безусловная любовь к такому малышу, какой он есть, и адаптация ребенка к жизни, и его развитие.

Ангел добра

Так считает и мама Арсения, Елена Боровская. У нее трое детей. Старшая дочь уже взрослая и живет отдельно, младшей – 5 лет. Когда Арсению поставили диагноз «аутизм» (поняли только в возрасте трех лет), это, конечно, стало стрессом для всей семьи. И до сих пор Елена испытывает чувство вины перед старшей дочерью, которой тогда доставалось значительно меньше внимания.

«Я сама очень позитивный человек. Просто приняла ситуацию как есть, хотя сначала пыталась Арсения переделать. Всегда хотела обычного мальчишку. Муж помог, сказав: «Люби его просто таким, какой он есть, – необычным», – вспоминает Елена Боровская. – Сын не говорит, не улыбается, когда ты входишь, не восклицает: «Мама, спасибо тебе, люблю тебя!»? Он не умеет проявлять эмоции так, как мы этого ждем? Но он улыбается, когда мы едем в путешествие, и я понимаю, что это ему нравится, всё хорошо – вот она, ответная реакция. А если что-то не так, он начинает плакать… И как только я приняла всё как есть, у Арсения пошло развитие». 

Ходит на лыжах и катается на гоночных автомобилях

Именно благодаря родителям сложный, неговорящий ребенок оказался не запертым дома, а учится в коррекционной школе, проявляет себя в творчестве и спорте. Парень отлично считает – так, что мы и на калькуляторе не успеем это сделать. Ему хорошо даются технология, физкультура, информатика, дружит с Интернетом. Арсений читает, пишет, быстро набирает текст на клавиатуре. Правда, русский и литература – это всё же не его. Также проблемы с иностранным языком, физикой, биологией. Но ведь и у здоровых детей это часто случается.

Арсений умеет готовить, чистит овощи, режет салаты. Снял с мамы множество домашних забот. С папой они учатся печь. Любит порядок в доме, следит за маленькой сестренкой. Кроме того, Арсений хорошо развит физически: он высокий, увлекается плаванием, ходит на лыжах, гоняет с отцом на картах. Динамика у парня очень заметна, он догоняет сверстников.

Ангел добраАрсений за рулем карта.

Творческое развитие Арсения – на маме. Они ходят на занятия в Центр психолого-педагогической помощи на Московской улице. Основное там, конечно, физкультура, а учитель рисования приходит на дом. Благодаря участию в работе семейного клуба «Дельфин» ивановского центра внешкольной работы № 2 и его руководителю Наталье Яремако, Арсений Боровский участвует в различных выставках и фестивалях и везде получает награды. 

Ангел добраТворческий процесс в клубе по месту жительства «Джем».

Для таких, как Арсений, очень важна социализация – его напрягает большое количество людей вокруг. Осенью Елена подошла к ребятам из образовательного центра «Кванториум Новатория» и попросила их опекать Арсения в лагере «Строитель». Там проходил слет Российского движения школьников, была возможность поехать хотя бы на три дня.

Арсений поехал, а Елена с мужем провели время его отсутствия в тревоге: ждали, что вот-вот позвонят, скажут: срочно забирайте! Но всё прошло отлично. Ребятам Арсений очень понравился. Он ведь беззлобный, и они просто не обращали внимания на его странности. Даже ставили сценку с его участием, в которой Сеня был Ангелом добра: он ходил по темной сцене со свечой, как бы пробуждая в людях лучшие чувства. Дети порой бывают мудрее нас.

«У него порог чувствительности понижен: мы поволновались и забыли, а он всё держит в себе. Такие люди внешне кажутся равнодушными, но долго и глубоко переживают», – говорит Елена Боровская.

Медлительность мешает осваивать профессии

В прошлом году семья ездила в Мурманск на международный фестиваль «Созвездие-фест». Неговорящий ребенок читал со сцены стихи. Арсений привез кубок лауреата первой степени и кучу грамот. Для него и мамы это было море ощущений. Деньги же на поездку собирали всем миром. Тогда Елена Боровская и поняла: она – не одна.

Мальчику такие конкурсы очень нужны, хотя и трудно даются. В Мурманске Арсений впервые вышел на сцену один (обычно делает это с мамой). И он справился. «Он так радовался самолету, кубку, грамотам! Ему очень важны внимание, признание. И он всё больше любит путешествия: переживает, предвкушает».

С негативом по отношению к сыну Боровским приходится сталкиваться нечасто. Люди даже не всегда понимают, что с Арсением что-то не так: ведь физически он выглядит абсолютно нормальным. (А то, что у парня в голове, мама и сама не всегда знает.) Конечно, родители не могут не задумываться о профессиональном будущем сына, о том, где он будет учиться дальше. Может быть, станет поваром? Да, конечно, он медлительный… Но в Иванове, считает Елена, всё больше начинают понимать, что и таким детям надо дать шанс получить профессию.

Возможно, есть у Арсения и спортивное будущее: имеется в виду паралимпийский спорт. Но отделения этой федерации для лиц с интеллектуальными нарушениями у нас нет.

«Эти дети учат добру, – подводит итог Елена. – Я стала очень спокойной, терпеливой. А была нервной. Арсений нас перевоспитывает, он стержень нашей семьи, создает настроение, ощущение движения вперед».

От ребенка они не отказались (хотя им предлагали), и теперь вся ответственность за его развитие (или неразвитие) лежит на них. «Именно родители – лучшие психиатры. Они пробуют все методы, лекарственные препараты. Только медицинского образования не хватает, – считает Боровская. – У каждого – свой путь. Никто никому ничего не должен. Сами родители ищут, как жить с этим ребенком. Мне интересно его развивать, и результат есть».

И всё же, думаю, Елена Боровская не совсем права, утверждая, что такие, как Арсений, нужны только своим родителям. Ангел добра нужен нам всем. Он как лакмусовая бумага позволяет проявить лучшее, что есть в каждом из нас.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here