Христос Воскресе! Или Пасха по-нашему…

Фото: ivarh.ru
Христос Воскресе! Или Пасха по-нашему...
Фото: ivarh.ru
Христос Воскресе! Или Пасха по-нашему...
Фото: ivarh.ru

Пасху в России любили и обожали. Вглядываясь в прошлое с удивлением обнаруживаешь, что была жива когда-то традиция почтовых поздравлений не только с Рождеством Христовым, а потом и с Новым годом, но и с праздником Пасхи Христовой.

Например, перед глазами увесистая стопка пасхальных поздравительных открыток с самыми разными изображениями, приходивших в село Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне — Южского района Ивановской области) в дореволюционные годы и сохранившихся в одной ивановской уважаемой и близкой автору семье.

Все поздравления так и начинались: «Христос Воскресе!» Адресаты посланий – родственники Зверев Валентин Иванович, его сыновья Сергей Валентинович, его дочь Юлия Валентиновна, Костерин Иван Александрович, Костерин Александр Ефимович. Вот как порой звучал текст дальше: «Поздравляю Вас с высокоторжественным праздником светлого Христова Воскресения и от души желаем встретить и провести в радости и благополучии». Или вот так: «Юля! Христос Воскресе! Спешу поздравить с праздником святой Пасхи и Праздник как можно веселее» .

Сейчас трудно уже установить точные судьбы упомянутых людей. Но кое-что от вечности утаить всё же не удалось.

Так, Валентин Иванович Зверев работал в иконописной мастерской, чеканил оклады. И, видимо, неплохим получился мастером. До нас дошла фотография с подписью заведующего живописной мастерской Белогорского монастыря от 28 октября 1909 года: « На добрую память в знак глубокой благодарной признательности усердно трудившемуся в живописной мастерской Белогорского монастыря Пермской губернии усердному труженику-иконописцу Валентину Ивановичу г. (господину — А.С.) Звереву. Молитвенно желаю от души во всем успеха и всевозможных благополучий ».

Валентин Иванович Зверев стал отцом шестерых сыновей и трех дочерей. Старшая дочь Ольга попала под поезд на его глазах и погибла, один из сыновей, Дмитрий, подвергся репрессиям. Другой сын, Пётр, стал учителем и прошел Великую Отечественную войну от начала до конца.

Интересна судьба у другого сына – Сергея. Он в гражданскую войну встречался с самим батькой Махно. А потому как вел дневник, то очень подробно описал это знакомство. Чтобы не повторить судьбу Дмитрия, дневники все до строчки уничтожил. Нам же известно, что Нестор Иванович Махно навещался пару раз в наш город и останавливался в доме Бубновых, где с ним встречался Пётр Алексеевич Журов, будущий крупный специалист по творчеству великого поэта Александра Блока. Еще один наш земляк, Иван Юзефович Красовский, появившийся на свет 16 декабря 1899 года в семье иваново-вознесенского переплетчика из обрусевших поляков, с 1918 года воевал в махновском войске, за что расплатился 15-летним гулаговским заточением (1938-1953 гг.). Перед смертью он наговорил свои воспоминания на магнитофонную ленту, которая где-то затерялась. Умер Красовский в аккурат в день своего рождения в 1991 году.

А пока на столе лежит пасхальная открытка от 16 марта 1912 года: « Здравствуйте, дорогiе мои родители папа и мама и любезные братья и сестры. Поздравляю Васъ съ Высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресенiя и Желаю встретить и провести оный въ полном здравiи благополучiи. До свиданья. Сергей Зверевъ ».

Иван Александрович Костерин родился 18 января 1895 года, жил в с. Холуй, а с 1925 года перебрался в Южу. 6 декабря 1935 г. женился на своей ровеснице Юлии Валентиновне Зверевой, появившейся на свет тоже в Холуе 11 июля. Иван Костерин угодил в лихолетье 1930-х годов – был репрессирован и сгинул в сталинских лагерях. А попал он за решетку за то что в сельском клубе поставили одну из пьес Антона Павловича Чехова. Её сочли неправильной, а участников раскидали по застенкам. Интересно, что мать Чехова, Евгения Яковлевна (урожденная Морозова, 1865-1919) родом из деревни Фофаново тогда Шуйского уезда (ныне Южского района). В свою очередь, её мать, Александра Ивановна (урожденная Кохмакова) происходила из семьи иконописца. Известно, что вся материнская линия Чехова из южского села Хотимль. Не исключено, что репрессированный Иван Костерин приходился родственником Константину Васильевичу Костерину (1899-1985), славному холуйскому художнику-миниатюристу, одному из основоположников Холуйской лаковой миниатюры, члену Союза художников СССР.

«Веселие на Руси – питие есть» — так резюмировал свой отказ принять одну из предложенных на выбор религий Великий князь Владимир Красное Солнышко. И вот пример — как весело и разгульно радовались русские люди воскрешению Спасителя почти сто лет назад. Об этом свидетельствует корреспонденция из газеты «Костромская жизнь» за 1914 год. В заметке под названием « Пасхальная пальба » от 10 апреля 1913 года описывается следующий случай: « В пасхальную ночь, а также в первые дни Святой Пасхи, жители забавляются тем, что «палят» из двух пушек, имеющихся в местных церквах. Несколько лет тому назад был убит Иван Мочалов. В селе Порзднях (так в оригинале – А.С.) тоже был несчастный случай. Прежний становой пристав Муравьёв запретил эту бессистемную пальбу, производящуюся неопытными лицами. Один из местных обывателей, несмотря на запрещение, стал палить, об этом был составлен протокол и он был оштрафован земским начальником на 25 рублей (в то время весьма приличная сумма – А.С.) ». Вот так, по-русски активно, с перебором, жители Луха и Порздней радовались наступлению Пасхи.

В наше время сейчас так встречают Новый год, правда, из пушек в небо пока не палят. Любопытно, что автор сообщения не рискнул подписаться (напечатано просто « Житель »), видимо, из соображений личной безопасности. А то, что он все же надумал высказаться в прессе, свидетельствует только о том, как его очень серьёзно достали ежегодные экстремальные пасхальные празднества под артиллерийское сопровождение.

Вот так, встречали Пасху давным-давно в разных населённых пунктах нашего края.

Александр Семененко, директор ГАИО,

доцент, кандидат исторических наук

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here