Актив ивановской «Надежды»: Ирина Крынина, Нина Семёнова и Анна Гулаева.

Областной организации инвалидов-опорников «Надежда» исполнилось 30 лет. Активисты помогают друг другу выбираться из своих квартир, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми им ежедневно приходится сталкиваться.
Поначалу не было своего помещения

Автор этих строк встретилась с активистками «Надежды» дома у человека, на котором всё держится, – вдохновителя организации, 87-летней Нины Семёновой, которая и сегодня продолжает болеть душой за созданное ею дело. Ее главные помощницы, а за время работы они стали почти семьей, – руководитель «Надежды» с 2017 по 2021 год, зампред правления организации и мама дочери с проблемами опорно-двигательного аппарата Ирина Крынина, а также волонтер Анна Гулаева.

Нина Васильевна вспоминает, что организация появилась в 1993 году, ее создал депутат Александр Буданов, председателем стал Борис Каширин, а ее пригласили ревизором. За объединение опорников, в частности, ратовала Альбина Кузьмина, на плечи которой потом и легли многие хлопоты.

В 15 лет ее сбила машина, и девушка оказалась в прямом смысле запертой в четырех стенах: она жила на первом этаже крошечной комнатки в общежитии, в которой практически не было солнечного света, а на окнах стояли решетки. Кузьмина не только сумела сама выбраться из «заточения», выйти на улицу, общаться с другими людьми – в рамках «Надежды» она сплотила вокруг себя единомышленников, которым предстояло бороться со стереотипами и порой двигать стены, чтобы получить право на активную жизнь.

«Свою работу мы начали со сбора анкет. Вручную обработали 561 анкету и выяснили, что 92% опорников имели 1–2-ю группу инвалидности и не работали. У нас еще не было офиса, мы работали на телефонах, но уже чувствовали, что сдвинулись с мертвой точки», – рассказывает Нина Семёнова. Сегодня же «Надежда» объединяет около 65 человек, из них 31 – колясочники.

Добились микроавтобуса и спецотделения в санатории

Одна из главных на тот момент проблем, которая волновала общественников, была связана с транспортным обслуживанием, перемещением инвалидов. Каждый был сам по себе, то есть, как правило, сидел дома. В 1993 году областная администрация выделила «Надежде» микроавтобус «РАФ», переоборудованный в специальную машину для перевозки инвалидов на колясках. В порядке эксперимента «РАФ» позднее работал как социальное такси по предварительным заявкам – без оплаты и без ограничения во времени.

Вторым был вопрос отдыха и лечения. Активистки добились появления в санатории «Оболсуново» в 1994 году специального отделения, приспособленного для лечения инвалидов-опорников, где потом на протяжении 10 лет ежегодно поправляли здоровье по 200 человек.

«Отдых в санатории показал, что мы все соскучились по общению, что нам нужны мероприятия, нужен спорт. С 1996 года начали проводить спортивные соревнования на колясках: по фигурной езде, гонки. С 2004-го тренировки стали проходить под руководством мастера спорта Альберта Скобцова, нашего незаменимого помощника. Несколько лет тренировались в ивановской спортшколе № 1», – вспоминает Нина Васильевна.

Параллельно «Надежда» начала борьбу и за доступную среду для опорников. «Город был совершенно не готов к встрече с колясочниками. Взять переходы – они и сегодня далеко не все подходят для проезда и прохода инвалидов, моя дочь не раз выпадала из коляски при попытке миновать бордюр. Я подходила к рабочим и предлагала им пересесть в ее коляску, чтобы попробовать справиться с препятствиями, которые они строят, но в ответ и сегодня слышу: «Нам так велело начальство!» – рассказывает Ирина Крынина.

Пандусы часто ставят для галочки

Впрочем, говорят активистки «Надежды», зимой город по-прежнему практически недоступен для опорников, и большее время они проводят в своих квартирах. Многие в этот период лишены даже возможности подышать воздухом на балконах, так как у кого-то их попросту нет, другие не приспособлены для выезда колясок. Отдельный разговор – спуск из подъездов, не оборудованных лифтами и пандусами.

«Несколько лет назад к нам от властей пришел запрос о строительстве пандусов для инвалидов, которые живут в многоквартирных домах, – соответствующее постановление приняло российское правительство. Мы сообщили семь адресов, но ничего так и не изменилось: оказалось, что установка пандусов возможна только из средств фонда капитального ремонта по согласию жильцов дома…» – рассказала Нина Семёнова.

Поэтому данный вопрос ивановские опорники и сегодня продолжают решать самостоятельно, например, приобретая специальные складные пандусы. А в 1990-х, когда организация только начинала работу, ничего этого еще не было.

Именно «Надежда» проводила первые рейды со СМИ, чтобы привлечь внимание общественности к недоступности города для колясочников. Сегодня эта проблема, по мнению членов организации, сдвинулась с мертвой точки, но по-прежнему стоит довольно остро. Иногда пандусы есть, но только для галочки: по ним не проехать без посторонней помощи. Во многих же организациях опорников, видимо, просто не ждут – в Иванове не попасть в общепиты и магазины, под вопросом даже больницы.

Анна Гулаева добавляет, что Нина Семёнова не раз поднимала вопрос о создании в областной больнице двух палат – мужской и женской, адаптированных для опорников. Но вопрос до сих пор не решен, и колясочникам приходится терпеть большие неудобства, проходя лечение в стационарах, где они не могут даже самостоятельно сходить в туалет.

«Еще одна наша большая проблема – отсутствие волонтеров. Одно время мы тесно сотрудничали с академией МЧС и солдатами из 98-й дивизии, ребята помогали опорникам спуститься из подъезда, сесть в машину, а также сопровождали нас на мероприятиях», – рассказывает Гулаева.

Ради экономии готовы обходиться без гостиницы

У опорников, а особенно тех, кто прикован к коляскам, сильные руки, потому они дают хорошие результаты во многих видах спорта. Члены «Надежды» – победители состязаний разных уровней, но в последнее время эти удачи омрачены несколькими обстоятельствами. В прошлом году они остались без специально оборудованного под опорников тренажерного зала на улице Кузнецова, 44, где готовились к спортивным соревнованиям, проводили различные встречи и мероприятия.

Ивановские опорники прокладывают дорогу на улицы за свой счетЧлены организации – постоянные участники мероприятий и спортивных соревнований.

«Там остались наши многочисленные награды, кубки и многое другое, но нам даже вывезти их некуда, так как нового помещения у нас нет. Обращались к депутатам, местным властям, но вопрос так и остался нерешенным», – сетуют в «Надежде».

Сейчас группа колясочников раз в неделю занимается оздоровительной физкультурой во Дворце игровых видов спорта с тренером Ольгой Андреевой, но этого для участия в соревнованиях недостаточно.

Каждый выезд на соревнование или мероприятие, особенно в другом регионе, – большой стресс и определенные неудобства даже для здорового человека. Но желание «надеждинцев» быть активными и постоянно заявлять о себе так велико, что они готовы ночь проводить в пути, экономя на гостинице, и прямо с дороги участвовать в соревнованиях.

И всё равно, по словам активисток, поездки – дело затратное. К примеру, услуги социального такси – специальной машины с подъемником – организация оплачивает из ежегодного гранта, сумма которого при росте цен на прокат машины ежегодно уменьшается.

«Было время, когда мы могли на низкопольном автобусе, который специально для нас власти города снимали с маршрута, съездить просто в парк. А сегодня не можем выехать даже на минимум мероприятий», – говорит Нина Васильевна.

Особенная их боль сегодня – представителям «Надежды» отказали в участии в областной параспартакиаде. Организаторы посчитали их недостаточно подготовлеными, хотя они всегда приносили ивановской команде призовые места, удивляли участников из других городов своей силой воли и жизнелюбием.

«Мы были первыми, кто привозил ребят на колясках на тур­слеты, потом за нами потянулись и другие регионы. Мы танцуем на колясках, участвуем в конкурсах красоты, постоянно доказывая, что наши возможности – безграничны. 30 лет – это возраст взрослого, состоявшегося и хорошо знающего, чего он хочет, человека. Очень надеюсь, что начатые юной «Надеждой» много лет назад программы будут развиваться, что новое руководство сможет решить сегодняшние проблемы», – заключила Нина Семёнова.

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here