Комиссар Дороги жизни
Иосиф Шикин (справа) с командующим 2-м Белорусским фронтом маршалом Константином Рокоссовским.

80 лет назад по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград пошли первые машины с продовольствием. А комиссаром военно-автомобильной дороги был наш земляк Иосиф Шикин. Его послужной список впечатляет. Вершинные должности – член Центральной ревизионной комиссии КПСС, первый зампред Комитета народного контроля СССР.
Жданов заприметил его в Горьком

Родился Иосиф Васильевич в 1906 году в Лычёве Гаврилово-Посадского района. У юноши рано пробудилась тяга к общественной работе. Он среди первых комсомольцев в волости, их заводила. В 18 лет руководил политпросветотделом Гаврилово-Посадского волостного комитета ВЛКСМ, преподавал обществоведение в школе, где сам недавно учился.

В 1927 году Шикин вступил в партию, хотя еще годом раньше был штатным пропагандистом Юрьев-Польского уездного комитета ВКП(б). Беспартийный – в партийном комитете. Там же наш земляк заведовал отделом агитации и пропаганды парткомитета текстильной фабрики «Авангард».

Надо полагать, Иосиф Васильевич упорно занимался самообразованием, иначе его не направили бы на учебу в столицу – в Академию коммунистического воспитания имени Крупской.

В родные места после учебы вернуться не довелось: с 1931 года он – в Горьком. На автозаводе руководил учебно-производственной частью школы ФЗУ, работал в отделе кадров. Однако административная служба – не его стихия. С 1934-го Шикин – инструктор партийного комитета завода-гиганта, затем заведующий отделом пропаганды и агитации Автозаводского райкома ВКП(б). В 1938 году его избирают первым секретарем райкома.

Однако через считаные месяцы Центральный Комитет определяет для Шикина иную карьеру – военно-политическую. Иосифа Васильевича назначают начальником политотдела Военно-электротехнической академии связи имени Будённого. Но и там он не задержался.

Последующие крутые перемены в его судьбе связаны, безусловно, с именем Жданова. Андрей Александрович знал Шикина по Горькому, где работал первым секретарем областной партийной организации. Теперь он, секретарь ЦК, руководитель коммунистов Ленинграда и области, хотел держать Иосифа Васильевича под рукой. Так в 1940 году наш земляк был назначен замначальника управления политической пропаганды Ленинградского военного округа.

За две недели число перевезенных грузов увеличили в пять раз

В начале войны Шикин назначается замначальника политуправления вновь образованного Ленинградского фронта. В ту пору он часто вылетал на передовые позиции по личным заданиям Жданова. Однажды чуть не погиб.

Читайте также  Каждый третий житель Ивановской области испытывает хроническую усталость от работы

Возвращались ночью. Немцы подбили самолет из зениток. Летчик всё же дотянул машину до позиций наших войск, но посадить ее не смог. Самолет рухнул. Подбежавшие красноармейцы извлекли из-под обломков погибший экипаж. Из кожуха, через который от пилотской кабины к хвостовому оперению тянулись коммуникации управления, торчали чьи-то ноги. Потрогали, покричали – в ответ ни звука. Шикина так зажало в смятом кожухе, что ни вздохнуть, ни охнуть. Вооружившись железяками, бойцы вытащили комиссара.

В первую военную зиму нашего земляка вызвал Жданов: «Мы решили направить вас на Ладогу в качестве комиссара военно-автомобильной дороги. Я вас давно знаю, верю в вас и надеюсь, что вместе с начальником дороги генералом Шиловым вы наладите снабжение города и войск всем необходимым. На льду Ладоги сейчас решается судьба Ленинграда».

На озеро Шикин отправился тут же. Свирепствовала пурга. Мороз стоял под 30 градусов. Трасса местами превратилась в нагромождение ледовых глыб и снежных заносов. Дорога, призванная спасти Ленинград, еле жила. А между тем муки в городе оставалось менее чем на два дня – это при «голодных» нормах на хлеб населению и «полуголодных» – для бойцов. Каждый день от недоедания погибало по несколько тысяч человек.

Комиссар Дороги жизниОпасность для водителей несло и состояние льда.

Иосиф Шикин дневал и ночевал на ладожском льду, отдал Дороге жизни недюжинную энергию вожака и организатора, свое мужество… Он прибыл на Ладогу 6 января, а уже 18-го Ленинград получил 2506 тонн грузов вместо перевозившихся до этого не более 500 тонн за сутки.

Всё так же гуляли по озеру ветры, ломая лед. Всё так же немцы обстреливали дорогу из орудий, бомбили с воздуха. Но с каждым днем прибавлялось на трассе порядка, всё изобретательней работали люди. Политработники садились вместе с водителями в кабины грузовиков и сами видели, чем жила, в чем нуждалась дорога. Они следили, чтобы транспорт не задерживался на базах, чтобы люди отдыхали в тепле, безотказно действовали пункты технической помощи, ремонтные площадки, связь, санитарно-медицинская служба и диспетчерская.

Не выходил из кабины 48 часов подряд

Выпускались многотиражная газета «Фронтовой дорожник», «Боевые листки», по всей трассе лозунги и плакаты напоминали: «Каждые два рейса обеспечивают питанием десять тысяч ленинградцев». А что такое два рейса? Это 120 километров по льду, под вражеским огнем. Это полыньи и трещины, это наваливающаяся камнем усталость, постоянное недосыпание. Выполнить план перевозок можно было лишь при условии, если каждый водитель дважды за смену доставит грузы на западный берег озера.

Читайте также  Каждый третий житель Ивановской области испытывает хроническую усталость от работы

«Политический отдел дороги, – вспоминал Шикин, – посадил своих работников в кабины рядом с водителями. Наблюдения, беседы – убеждали, что два рейса в смену способны делать все, успех зависит от организации дела. А Ефим Фёдорович Васильев регулярно совершал три рейса за 22-24 часа. Однажды он сделал восемь рейсов, не выходя из кабины 48 часов, и доставил в Ленинград на своей полуторке 12 тонн хлеба».

Дорогу жизни строил, обеспечивал ее бесперебойную эксплуатацию весь Ленинград, Ленинградский фронт, автомобильные и железнодорожные войска. За нее дрались, чтобы фашисты не смогли перебросить на побережье Ладоги ни одной роты, чтобы сковать вражескую авиацию.

Однажды Иосиф Шикин ехал в кабине грузовика. Была пурга – за несколько шагов не видать переднюю машину.

– Больше не могу, – сказал шофер. – Мозоли на глазах натер.

– Ну, а как быть? – спросил комиссар. – Вы остановитесь, другие встанут… Ленинград ждет, надеется на нас. Отдохните, давайте я за баранку сяду.

– Нет уж, товарищ бригадный комиссар, хозяин-то машины я…

Тем не менее Шикину не раз приходилось подменять шоферов в пути.

Двадцать тысяч бойцов, командиров и политработников несли бессменную вахту на Дороге жизни. Гибли от пуль, осколков, проваливались под лед, замерзали. 152 дня жила, работала, сражалась Дорога, равной которой не было испокон веку. Она – победительница той первой блокадной зимы. По ней в Ленинград доставили 361 109 тонн продовольствия, горюче-смазочных материалов, угля, боеприпасов и взрывчатки. К маю город получил почти двухмесячный запас муки и круп, трехмесячный – сахара. По Дороге жизни вывезено более полумиллиона жителей осажденного города и 35 тысяч раненых его защитников, 3700 вагонов оборудования, произведений искусства, цветных металлов и другой продукции.

Одолеть японцев помог высокий моральный дух

Читайте также  Каждый третий житель Ивановской области испытывает хроническую усталость от работы

Мужественную, умелую политическую и организаторскую работу бригадного комиссара Иосифа Шикина на Дороге жизни оценили должным образом. В июне 1942 года его назначали начальником Управления пропаганды и агитации и заместителем начальника Главного политического управления Красной Армии. А через три года Иосиф Васильевич стал членом Военного совета только что созданного Главного командования советскими войсками на Дальнем Востоке.

Маршал Василевский в воспоминаниях «Дело всей жизни» назвал своего земляка в числе самых способных политических работников периода Великой Отечественной войны. Позднее он написал предисловие к книге Шикина «Подвиг на дальневосточных рубежах». Есть в ней у Александра Михайловича такие слова: «С первых шагов работы в качестве главнокомандующего мне оказывал огромную помощь член Военного совета, политический работник Иосиф Васильевич Шикин. Коммунист исключительной требовательности к себе, обладающий большой способностью быстро оценивать обстановку, принимать решения – таков был генерал Шикин».

Кратко охарактеризовав наступательные операции против японской армии в Манчжурии и Корее, на Сахалине и Курильских островах, маршал подчеркнул: они проходили, несмотря на исключительные трудности, в стремительном темпе во многом благодаря образцовому политическому обеспечению. «Моральный дух и решимость войск, – констатировал Василевский, – были необычайно высоки».

После войны генерал-полковник Шикин до 1949 года был начальником Главного политического управления Вооруженных сил СССР, затем руководил Военно-политической академией имени Ленина. Долгое время работал в аппарате ЦК КПСС, был, в частности, первым заместителем заведующего отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов. Далее он – Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Албании. С 1962 по 1965 год – первый зампред Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Иосиф Васильевич скончался 30 июля 1973 года. Был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени…

PS. На родине прославленного военачальника, в Лычёве, давно нет его родного дома, а местную школу, где он получил начальное образование и которая носила имя генерала, несколько лет назад закрыли. И в селе о нем напоминает только табличка, вывешенная на памятнике землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Хотя, безусловно, вклад Иосифа Васильевича Шикина в Победу должен быть оценен по заслугам.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here