Навсегда изменивший отечественный кинематограф
Малявина, Кончаловский и Тарковский на съемках фильма «Иваново детство».

Об Андрее Тарковском один из кинокритиков как-то сказал, что он «из тех людей, по отношению к которым эпитет «великий» – пошлость и глупость. Он вписан в историю мирового кинематографа как самый известный русский режиссер. Он останется в русской культурe как один из самых странных и мощных философов советского периода».

 Над домашними заданиями не заморачивался

Родился Андрей 4 апреля 1932 года в Завражье Юрьевецкого района (ныне это село находится в Костромской области), на Волге.

Отец, Арсений Александрович, был творческим человеком: писал стихи, занимался переводом иностранных книг для издательств. Мать, Мария Ивановна, кровно связанная со старинным дворянским родом Дубасовых, вместе с мужем окончила Московский литературный институт.

В Завражье жили родственники матери. Спустя полгода после рождения Андрея Мария Ивановна вернулась домой, в Москву. В 1934 году в семье появился еще один ребенок – дочь Марина. К сожалению, ее рождение не сохранило семью Тарковских от развода – Арсений Александрович увлекся другой женщиной (женой критика Тренина из круга Владимира Маяковского) и ушел из семьи. Все заботы о маленьких детях легли на плечи бабушки и матери.

Когда началась Великая Отечественная война, Тарковские эвакуировались в Юрьевец, где Андрей поступил в школу. Летом 1943 года мать с детьми возвратилась в столицу. Мария Ивановна устроилась работать корректором в Первую образцовую типографию.

«Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало отца… – вспоминал Андрей Тарковский. – И всё-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею, тем, что я стал режиссером, – всем этим я обязан матери». «И хотя свою жизнь я прожил в основном в Москве, образом отчего дома остается для меня дом моего детства в Юрьевце», – не раз подчеркивал Тарковский на презентациях своих новых кинокартин.

Наш земляк учился в одном классе с будущим поэтом Андреем Вознесенским. Прилежанием не отличался. Мало уделял внимания домашним заданиям. Его тянуло к музыке, рисованию. С раннего детства Тарковский посещал музыкальную школу (по классу фортепиано), а с седьмого класса – и художественную.

Лучшим воспитателем стала Сибирь

В 1951 году юноша поступил на арабское отделение ближневосточного факультета Московского института востоковедения. Однако вскоре оставил учебу. В автобиографии для поступления во ВГИК Андрей писал: «Во время обучения я часто думал о том, что несколько поспешно сделал выбор профессии. Я недостаточно знал еще жизнь».

Читайте также  Российское молодежное "Движение Первых" начало работу в Ивановской области

Несколько месяцев будущий кинорежиссер «болтался» без работы. Устроился коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далекий Туруханский район Красноярского края, где работал на реке Курейке, пройдя пешком сотни километров по тайге.

«В свое время я пережил очень трудный момент, – вспоминал Тарковский. – Я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом – устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссером».

В сентябре 1954 года Андрей поступил на режиссерское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. Первой курсовой работой стал короткометражный фильм «Убийцы», поставленный совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Картина получила высокую оценку Ромма.

Еще в институте наш земляк подружился с Андреем Кончаловским, в то время слушателем режиссерского отделения. Тот впоследствии вспоминал: «Мы с Тарковским росли под знаком отрицания многого из того, что было в кинематографе. Нам казалось, мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда – в фактуре, чтобы было видно, что всё подлинное – камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестираные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас одно и то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть».

Вместе с Кончаловским Тарковский написал сценарий «Каток и скрипка». Эта картина в 1960 году стала его дипломной работой, за которую он получил отличную оценку. Лента к тому же была удостоена первого приза на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

Чиновники признали «Зеркало» неудачей

Навсегда изменивший отечественный кинематограф

Первым полнометражным фильмом Тарковского стала кинолента «Иваново детство». На международном кинофестивале в Венеции картина получила «Золотого льва святого Марка». Работая над ней, наш земляк не забывал и о своей заявке на «Андрея Рублёва», который требовал большой подготовительной работы.

Съемки ленты начались в 1964 году. Работа продвигалась медленно и сложно. Чиновники от искусства усмотрели в сюжете невыгодные параллели с современной действительностью и подвергли фильм цензурным поправкам. Но, несмотря на это, на Каннском кинофестивале картина, показанная вне конкурса, была удостоена приза Международной федерации кинопрессы.

Читайте также  Иван Дятлов из Ивановской области победил в суперфинале белорусского шоу "Фактор.by"

Следующим известным фильмом нашего земляка был «Солярис», который произвел на зрителя «ошеломляющее впечатление» и тоже отмечен наградами международных кинофестивалей.

Фильм «Зеркало» не был понят массовым зрителем. На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов его признали «немассовым и в общем неудачным фильмом». На что Тарковский высказал свое мнение: «Поскольку кино – всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя».

Именно в этот трудный для режиссера период он, можно сказать, полулегально посетил Иваново. Зрители старшего поколения помнят его, стоявшего на сцене перед экраном в кинотеатре «Великан» – стройного, подвижного, доступного и совсем не похожего на гения. Он представлял ленту «Зеркало».

Позже Тарковский снял «Сталкера» по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Как писали в то время кинокритики, «фильм получился своего рода компромиссом Тарковского с властью». В 1980 году «Сталкер» получил приз на Каннском кинофестивале.

«Госкино не хотело, чтобы я работал!»

В 1980-м Тарковский стал народным артистом РСФСР. В том же году режиссер уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия». И так там и остался. Он писал отцу: «Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль «изгнанника» и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию… Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжелую ситуацию, в которой я оказался «благодаря» многолетней травле начальством Госкино. Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из 20 с лишним лет работы в советском кино около 17 был безнадежно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Последней каплей был скандал в Канне, где было сделано всё, чтобы я не получил премии за фильм «Ностальгия». Его я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упреком, получили в нем выражение».

Читайте также  Проекты-победители "Местных инициатив" в Ивановской области получат почти по 900 тысяч рублей

Мэрия Флоренции подарила нашему земляку квартиру и присвоила звание почетного гражданина города.

Снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» стал последней работой режиссера. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак легких. Когда известие о болезни достигло СССР, был снят запрет с имени Тарковского – его фильмы снова допустили к демонстрации в кинотеатрах.

Тарковский скончался в Париже 29 декабря 1986 года. Похороны состоялись на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробный памятник с надписью «Человеку, который увидел ангела» позже сделал Эрнст Неизвестный. В основании православного креста высечены семь ступенек – по числу самых известных фильмов Тарковского.

Многие проекты режиссера остались нереализованными. В 1990 году Андрей Тарковский посмертно удостоен Ленинской премии.

Архивы режиссера выкупили через «Сотбис»

В 2007 году, в честь 75-летия Тарковского правительство Ивановской области при поддержке Администрации президента России, Министерства культуры, Союза кинематографистов учредило Международный кинофестиваль «Зеркало». Одним из вдохновителей и организаторов кинофорума стала сестра кинорежиссера – Марина Тарковская. На конкурс принимаются картины, замеченные на прошлогодних европейских смотрах, но еще не попавшие ни в российский прокат, ни на другие отечественные фестивали.

За время своего существования кинофестиваль «Зеркало» занял особое место в современной культурной жизни не только Ивановской области. Насыщенная программа включает Международный конкурс игровых фильмов, спецпоказы, ретроспективы, анимацию, студенческое кино.

На родину Андрея Тарковского возвращены связанные с ним архивные материалы, приобретенные правительством Ивановской области на торгах аукционного дома «Сотбис». В рамках фестиваля историки и исследователи творчества Мастера представляют свои работы, относящиеся к архиву. Гости могут знакомиться с фотографиями и документами из личного собрания Ирмы Рауш, первой жены режиссера и исполнительницы ролей в фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублёв»; книгами и рукописями из личной библиотеки кинорежиссера Михаила Ромма; собранием фотографий и эскизов художника Павла Сафонова, участвовавшего в комбинированных съемках фильма «Андрей Рублёв»…

Как выразился один из критиков, «Тарковский, как губка, впитал в себя всё наследие человеческой мысли, переработал его в своей внутренней загадочной машине и выдал совершенно новый продукт – новый мир с неведомым пейзажем, климатическими условиями и людьми… Он навсегда изменил отечественный кинематограф». За это мы его любим, уважаем и ценим.

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here