Вид на Малый и Большой Борус с перевала.

В начале лета наша склонная к авантюрам семья опять отправилась в путешествие по Сибири. Мы побывали там два года назад, посетили несколько крупных городов и своими глазами увидели Байкал. Но на карте осталось так много неизведанных точек… И в то самое время, когда наши друзья и знакомые, раскупив горящие туры, сели в поезда и самолеты до Сочи, Крыма и Турции, мы экипировались теплой одеждой, походным оборудованием и отправились в противоположном направлении.

Трое суток под стук колес

Наш путь лежал в Хакасию, сибирский регион с удивительной историей и красивейшей природой. Информация, которую мы при подготовке к путешествию прочитали в Интернете, впечатляла: бескрайние степи, где прямо из-под земли торчат таинственные могильные камни, оставшиеся от какой-то древней цивилизации, холмы, скалы и горы. А еще в республике насчитывается более 500 водоемов, в том числе и могучий Енисей.

Если измерить расстояние от Иванова до столицы Хакасии Абакана по прямой, получится чуть более трех тысяч километров. Или около 4 тысяч километров поездом. Три незабываемых дня и ночи под стук колес – это тяжело и в то же время прекрасно. В первый день тебя еще держат домашние проблемы: тревожат мысли о недоделанных делах на работе, каких-то недооформленных документах и чахнущих дома цветах, не политых в спешке. Но уже на второй день тугой узел внутри, который не давал свободно дышать, ослабевает. Рабочие дела как-то легко делегируются коллегам, цветы – маме. И вот ты сидишь у окна и смотришь на придорожные пейзажи — роскошь, которую никогда не позволяешь себе в обычной жизни.

Сибирь очень богата – и природой, и ресурсами. Последнее можно понять не выходя из поезда. Достаточно, например, посмотреть на вокзалы в сибирских городах. Да что там города — даже на маленьких полустанках вокзалы красивы и благоустроены и, что самое главное, имеют нормальные заасфальтированные платформы. Мы в полной мере оценили их в конце поездки, вернувшись из «ссылки» в «цивилизацию». Но об этом чуть позже.

Потомки ссыльных уже не хотят возвращаться

Водитель, который вез нас из Абакана до первого места отдыха, поселка Черёмушки, оказался просто кладезем информации – ему бы гидом работать. Он рассказал, что его семья живет в Сибири с 1930-х годов: бабушку репрессировали и осудили, а после освобождения из лагеря отправили сюда на вольное поселение. Она прижилась, вышла замуж. Ее потомки могли вернуться в Центральную Россию, но уже не тянуло.

На самом деле, эта частная история очень типична для подавляющего большинства русских жителей Хакасии (80% населения): почти все они потомки бывших советских ссыльных. Коренное население медленно, но верно сливается с ними, и сейчас только 12% людей в графе национальность указывают «хакас» (этим они очень отличаются от своих соседей тувинцев, которые межнациональных браков почти не заключают и даже по-русски говорят неохотно).

Наблюдая за потрясающими видами, которые открывались из окна машины, я начала понимать, почему потомки переселенцев не хотят уезжать из этого края. Ну где еще увидишь эти бескрайние просторы, теряющиеся за горизонтом, которые вдруг неожиданно сменяются огромными суровыми скалами?

Природа здесь просто потрясающая, хотя пресловутый человеческий фактор и здесь творит свои черные дела: по словам нашего водителя-гида, в Хакасии существуют серьезные экологические проблемы. Их связывают с работой заводов-гигантов. Так, градообразующее предприятие Саяногорска, алюминиевый завод, периодически изрыгает из своих недр ядовитые пары. И тогда город накрывает плотное желтое облако, от которого слезятся глаза, а во рту появляется кислый привкус.

Люди с автоматами, бесплатный трамвай и зловредные клещи

Поселок городского типа Черёмушки расположен рядом с Саяно-Шушенской ГЭС. Путь к нему лежит через скалы и ущелья, красивейшие виды, но они меркнут перед творением рук человеческих – гигантской гидроэлектростанцией. Высота ее плотины составляет 242 метра, и нам в итоге посчастливилось увидеть ее с очень близкого расстояния.

Новые приключения ивановцев в СибириСо смотровой площадки ГЭС выглядит игрушечной, но фотографировать ближе, к сожалению, нельзя.

Черёмушки очень комфортны для проживания. Население здесь небольшое – около 8 тысяч человек, в основном персонал, обслуживающий ГЭС. Для людей созданы все условия: помимо магазинов есть предприятия по бытовому обслуживанию, автомастерская, аптеки, кафе, кинотеатр, несколько школ и детских садов, филиал вуза, роскошная поликлиника и даже своя станция скорой помощи. А главная местная достопримечательность, без сомнения, — бесплатный трамвай. Он принадлежит ГЭС, но пользоваться им могут все жители. И это очень удобно, так как территория поселка немаленькая.

Именно благодаря трамваю мы смогли вплотную подобраться к плотине ГЭС и полюбоваться видами – его конечная остановка находится на территории станции. Поскольку объект считается режимным, его строго охраняют. Не успели мы выйти из трамвая и оглядеться, как к нам уже подошел человек с автоматом и корректно попросил вернуться в салон. Что ж, правила есть правила, но гигантскую плотину мы всё же увидели, хотя фотографировать вблизи ее и нельзя. Пришлось ехать на официальную смотровую площадку, построенную специально для туристов. Виды здесь не такие грандиозные, зато есть очень красивый памятник гидростроителям.

Свою же главную задачу мы видели в покорении горы Борус, которая входит в систему Западных Саян. Это многоглавый хребет, высшей точкой которого является Большой Борус (2318 метров). Не самая простая вершина, судя по отзывам. Но мы считали себя тертыми калачами. В 2017 году всей семьей сумели добраться до пика Черского (2090) в районе Байкала, а летом 2018-го покорили гору Ачишхо (2391) в Сочи.

По правде сказать, сочинский поход чуть не обернулся трагедией, поскольку мы заблудились на перевале, спускались вниз по курумнику (россыпь скалистой породы) с большим риском для жизни и вышли к Красной Поляне уже в сумерках. Но за год все негативные эмоции почему-то забылись, в крови бурлил адреналин.

Накануне путешествия на Борус мы решили погулять по нацпарку «Шушенский Бор». Первой нашей целью стала смотровая площадка с видом на Саяны. Этот пеший поход (мы называли его тренировочным) продлился целый день. Именно тогда с нами случилась главная неприятность.

Местные жители предупреждали нас об огромном количестве клещей, которые подстерегают всех любителей природы Хакасии. Мы вняли предупреждениям, перед походом обработали специальным репеллентом обувь и одежду и забыли о проблеме. Но не тут-то было! Уже к середине дня мы сняли с одежды четырех клещей, а по дороге домой зловредный паучок укусил одного из детей. Клеща удалось извлечь на месте подручными средствами, но утром мы помчались в местную поликлинику.

Дело в том, что Хакасия является одним из самых эндемичных регионов по клещевому энцефалиту и болезни Лайма. Здесь чуть ли не каждый второй клещ носит в себе эту заразу. В поликлинике к нам отнеслись очень сочувственно, хотя и пожурили за отсутствие прививок или хотя бы страховки. Сыну ввели противоклещевой иммуноглобулин, выписали антибиотики, наказав следить за температурой, а спустя месяц сдать анализы на инфекции. С этого времени мы стали гораздо осторожнее: при вылазках на природу осматривали друг друга каждые 15 минут, обильно разбрызгивали репелленты.

Путь к вершине устилали лепестки… багульника

Впрочем, этот случай не сбил наш боевой настрой. Побродив по окрестностям несколько дней, мы в итоге пошли на Борус.

Это восхождение оказалось самым сложным из всех: очень крутой набор высоты, крайне сложная дорога с переплетениями корней, каменными нагромождениями и ручьями. В итоге только подъем до перевала занял почти полдня.

Настроение портили мысли о медведях, которые, как нам рассказали в центре регистрации туристов национального парка, любят ходить человеческими тропами. Одного из них даже якобы видели накануне нашего посещения прямо на дороге. Но нас просили не бояться…

Зато природа вокруг была просто потрясающая: оплетенные мхом деревья, яркие цветы и маленькие полосатые бурундучки, шныряющие по камням. Он совсем не боятся человека, подходят довольно близко, принюхиваются.

Туристов в тот день было очень много. Один из них рассказал о своем опыте однодневного восхождения на Борус: по его словам, это было тяжелейшим испытанием. Он критически осмотрел нашу легкую экипировку и отправился вслед за своими товарищами.

Мы продолжали лезть вверх. На высоте свыше тысячи метров стали попадаться заросли багульника. Он уже начал отцветать, его нежно-розовые лепестки густо устилали дорогу, распространяя неповторимый пряный аромат. Вокруг пели птицы, шумели маленькие горные речушки.

Путь к вершине переградил курумник высотой около 100 метров. Последний рывок – и мы оказались на перевале, откуда открылись непередаваемые виды на Малый и Большой Борусы. Спустившись в долину, мы очутились в каком-то сказочном царстве. На этой высоте багульник еще цвел полным цветом, все кусты просто утопали в розовой пене. Причудливые нагромождения валуны, преграждавшие путь горной реке, мягкий, изумрудно-зеленый мох – всё это походило на альпийскую долину и сад в японском стиле одновременно.

Насладившись красотой, мы решили не рисковать и отправиться назад. До вершины Боруса, покрытой снежной шапкой, было еще далеко, а сил оставалось мало. Тот турист оказался прав: все-таки подобные походы нужно планировать минимум на два дня…

Зато на обратном пути мы сделали небольшой двухкилометровый крюк и посетили долину водопадов, где со скал стекают многочисленные ручьи. Вода в них кристально чистая и очень вкусная.

Заброшенные могилы декабристов

Распростившись с гостеприимными Черёмушками, мы отправились в Тобольск, второй по численности населения город Тюменской области, но, пожалуй, первый по исторической значимости.

Во-первых, он известен тем, что первым в Сибири получил статус города. Во-вторых, Тобольск уже в XVII веке приобрел статус ссыльного перевалочного пункта. Именно сюда была сослана несостоявшаяся невеста Михаила Романова Мария Хлопова, здесь же окончили свой жизненный путь многие декабристы, побывали Фёдор Достоевский и Владимир Короленко. И именно сюда была отправлена царская семья после Февральской революции. А еще Тобольск признан одним из главных духовных центров России…

Это замечательный, очень красивый город, где сохранился древний белокаменный Кремль XVIII века. Он расположен на горе, с которой открывается вид на величественный, мрачно-свинцовый Иртыш.

Новые приключения ивановцев в СибириТобольская косторезная фабрика – единственная в России занимается изготовлением изделий из кости. На снимке – рог мамонта.

Знаменитая Тобольская тюрьма, в которой и при царизме, и при Советской власти сгинуло множество замечательных людей, сегодня имеет статус музея. Туристы с содроганием и ужасом осматривают ее казематы. Только здесь мы узнали о разных видах карцеров: «горбатый», в котором человек не может выпрямиться в полный рост, горячий, холодный, стоячий…

В советские годы люди подвергались изощренным пыткам: людей месяцами не выпускали из камер, лишали солнечного света и свежего воздуха. Страшным напоминанием о тех временах служит Стена скорби, возле которой расстреливали людей. Одной августовской ночью 1937 года возле этой стены расстреляли сразу 237 человек! Рекорд даже для сталинского режима… Во времена Российской империи нравы были всё же мягче. Лишить прогулки или еды можно было только за очень серьезные провинности, заключенные могли зарабатывать деньги.

В XIX веке в Тобольске жили ссыльные декабристы. В тюрьме они не сидели, но были обязаны каждый месяц отмечаться у ее начальника. Большинство декабристов похоронено на городском кладбище. Их надгробия сегодня выглядят унылыми и заброшенными. На могиле Вильгельма Кюхельбекера, друга Пушкина, надпись почти стерлась, плита заржавела и почернела…

Настоящим откровением для нас стало посещение дома-музея семьи Романовых. Здесь император Николай II с супругой и детьми провел почти девять месяцев после отречения от престола, последние счастливые, судя по дневниковым записям, дни жизни. В музее почти полностью воссоздан интерьер той эпохи, обстановка комнат. Даже рояль Александры Фёдоровны, который ей разрешили привезти с собой, по-прежнему стоит на своем месте, и каждый из посетителей имеет возможность что-то сыграть и насладиться уникальным строем инструмента. Вот и мне повезло прикоснуться к этим клавишам.

Новые приключения ивановцев в Сибири

Несмотря на мрачноватое историческое наследие, Тобольск все-таки очень открытый и позитивный город. Жители не любят говорить о тюремных казематах, зато с удовольствием расскажут, что именно здесь родился знаменитый сказочник Пётр Ершов и его гениальный «Конек-горбунок». В центре города, кстати, имеется целый тематический сквер со скульптурами: здесь есть и сам конек, и рыба-кит, и вредный царь.

Возле Вятки находят кости предков динозавров

После Тобольска мы на несколько часов остановились в Тюмени, погуляли по центру города и искупались в одном из знаменитых горячих целебных источников, температура воды в котором колеблется от 38 до 42 градусов. Погода в тот день была прохладной, изредка моросил дождь, поэтому расслабляющее купание доставило огромное удовольствие.

Покинув Сибирь, напоследок мы остановились в Котельниче Кировской области. Сам город вряд ли чем-то выделяется в бесконечной череде районных центров России, а вот его месторасположение действительно уникально. Котельнич называют «эпицентром палеонтологических сенсаций». Еще в 1933 году здесь были обнаружены останки парейазавров, ископаемых рептилий Пермского периода, живших еще до динозавров.  Котельнич и его окрестности считают крупнейшим во всём мире захоронением древних животных. До сих пор там находят останки ящеров, их скелеты. Здесь открыт специальный палеонтологический музей, в котором можно узнать всю историю пермского геологического периода. В Котельнич съезжаются различные экспедиции со всего мира для того, чтобы самим найти какие-то отголоски древности.

С одним из сотрудников музея мы оказались на месте раскопок — 12-километровой косе вдоль Вятки. Мы с удовольствием покопались в красноватой глине, возраст которой составляет более 250 миллионов лет и, кажется, нашли мелкие частицы, напоминающие по структуре кость. Так, по крайней мере, утверждала наш гид.

И, конечно же, мы не могли не посетить Киров. Ведь именно в этом городе, к примеру, жил и работал Константин Циолковский, основоположник современной космонавтики. Здесь год назад открылся прекрасный интерактивный музей с планетарием, где можно не только ознакомиться с историей покорения космоса, но и узнать о современных видах вооружения.

Наше путешествие практически закончилось. Мы добрались до Коврова Владимирской области, где нам нужно было сесть на последний поезд, проходящий через Иваново. И тут мы с грустью вспомнили прекрасные сибирские вокзалы и платформы, поскольку чуть не сломали себе ноги, прыгая в вагон прямо с земли, да еще с тяжелыми сумками: просто ковровская платформа оказалась слишком коротка для поезда Уфа — Санкт-Петербург.

Но долго мы не печалились. Мелкие путевые трудности – это удел тех, кто выбирает путешествия по бескрайним просторам России. И мы готовы с ними мириться ради счастья новых открытий.

     

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here