Последний герой и его семья.


Алексей и Мария Калабины. 1945 год.

Кавалеру Золотой Звезды, почетному гражданину Иванова Алексею Калабину 19 февраля исполнилось бы 100 лет.

«Контактов с семьями умерших почетных граждан не имеем»

Накануне 85-летия героя я уже встречался с Алексеем Ивановичем. Выглядел он неважно. Но бодрился: «Я еще за собой могу ухаживать. Вот только ничего уже не вижу, почти ослеп». Тогда мы больше говорили о войне и о его подвиге. И жалею, что почти не спрашивал о фронтовом быте, о нелегкой жизни инвалида, здоровье которого уходит на глазах.

Прошло 15 лет. Телефон семьи почетного гражданина города Иваново (героя не стало в 2008-м), мне дала сотрудница горадминистрации Регина Меньшикова, до сих пор поддерживающая связь с дочерью Алексея Ивановича. Хотя в другом городском ведомстве мне сказали, что с семьями умерших почетных граждан «мы контактов не имеем «. Но ведь это звание дается навечно…

 Его награждал сам Всесоюзный староста. Алексей Калабин родился 19 февраля 1920 года в Теряеве, ныне Гаврилово-Посадского района – в семье крестьянина. С 1937 по 1939 год прошел фабрично-заводское обучение на Ивановском комбинате искусственной подошвы, работал на предприятии. 6 мая 1940-­го призван в Красную Армию. Когда началась Великая Отечественная война, воевал в 51-й отдельной Крымской армии. Пулеметчиком принимал участие в боях на Перекопе. В марте 1942 года на подступах к Таганрогу младший лейтенант, командир пулеметной роты, получил первое ранение. После госпиталя в составе 49-й гвардейской дивизии, сформированной в Ивановской области, участвовал в Сталинградской битве. Звания Героя Советского Союза удостоен за форсирование Днепра и захват плацдарма в ночь с 1 на 2 октября 1943-го. Золотую Звезду получил в Кремле из рук Всесоюзного старосты Михаила Калинина. Имел пять ранений и контузию, повредившую глазной нерв.

Заслуженный врач России Валентина Жаворонкова говорит, что после ухода отца из жизни она живет очень скромно: надо помогать дочери Маше, растить внучку Полинку. Так трое и живут вместе.

Последний герой и его семьяВалентина Жаворонкова рассказывает о своих родителях.

«Папы нам до сих пор не хватает. Его роль в моем воспитании, внучек Тани и Маши – огромна, – рассказывает Валентина Алексеевна, перелистывая альбом с фотографиями в своей уютной квартире на улице Шошина. – У нас в деревне большой дом, там собраны его портреты, вещи, фотоальбомы. Можно сказать, мини-музей».

В мирное время строил детсады

«Для меня папа и мама – это идеал семьи, единое целое, они бесконечно любили друг друга», – вспоминает Валентина Жаворонкова.

Красавица Маша и Алексей познакомились в госпитале под Тулой в 1944 году, где лечился раненый лейтенант, а девушка занимала должность коменданта. Они сразу же полюбили друг друга. Когда Калабин уезжал в часть, подруги смеялись: «Столько вокруг мужиков с золотыми погонами, и орденов у них больше, а ты по этому мальчишке сохнешь». Через месяц черный рупор радиокоробки передал, что ее «мальчишке» присвоено звание Героя Советского Союза.

Справка. После демобилизации Алексей Калабин приехал в Иваново, работал в райкоме KПCC, но всё время просился на производство. В 1949-1957 годах он – замдиректора химзавода. Много лет был замом по строительству на фабрике Зиновьева.

В Иванове молодожены сначала жили у бабушки на Рабфаковской. Первого ребенка Мария Калабина потеряла – время было трудное. Поэтому, когда родилась Валя, решила ухаживать за ней до пяти лет. Стала хлопотуньей-домохозяйкой. Алексей Иванович поддержал это решение. Позднее жена устроилась лаборантом на фабрику имени Зиновьева, где работал муж.

«Когда мы ездили на юг, папа смеялся: «Смотри, Маша, как на тебя мужики пялятся». Алексей не ревновал – он любовался женой и на отдыхе, и на праздничных домашних посиделках, когда приходили гости с фабрики.

Дочь рассказывает, что отец с первого класса часто брал ее после школы на фабрику, так как не с кем было оставить дома. Там, в кабинете папы, и уроки учила. Алексей Калабин много сделал для предприятия, для главка и для города: руководил стройками и выбивал лимиты под социальные и производственные объекты в Москве: «Ему так начальники и говорили: «Иваныч, прикрепляй звезду к пиджаку и поезжай в министерство!»

При нем в городе в 1960-1970­е годы построили 20 детсадов при фабриках главка, текстильщики стали лечиться в санаториях-профилакториях. Микрорайон Сортировка застраивался, газ во Фряньково пришел тоже с участием Калабина.

Вши съели поясной ремень

Но дома Алексей Иванович оттаивал от производства. «Любил гулять с внучками Танюшкой и Машуткой, когда приходил в гости. Книжки им читал. Таня получила три высших образования, сегодня она – начальник департамента соцзащиты (Татьяна Рожкова. – П. Р.), вторая дочь – врач Кохомской ЦРБ. По моим стопам пошла», – говорит Валентина Жаворонкова.

Помню, и в нашей беседе в феврале 2005 года Алексей Иванович с гордостью говорил о дочке и внучках. Настя, дочь Татьяны, получила высшее экономическое и юридическое образование, Полинка оканчивает седьмую школу. Хочет стать психологом.

«Папа активно занимался общественной ветеранской работой, в составе городских делегаций ездил на ежегодные парады Победы в Москву, выступал в музее 49-й дивизии, который переехал в четвертую ивановскую школу из первой. Здесь есть экспозиция, посвященная ему, – продолжает Валентина Жаворонкова. – Кстати, Таня в первой школе была директором этого общественного музея. Уже в четвертой школе экскурсии в нем вела внучка Полина, хотя училась она в седьмой. Ее так и представляли: «Экскурсию ведет правнучка Героя Советского Союза…»

Калабин очень много рассказывал о войне, не скрывая жестокой правды. Дочь привела в пример такой эпизод. Во время рукопашной на молодого лейтенанта, почти мальчишку, накинулся с саперной лопаткой мощный рыжий немец. Ухмылялся: мол, тебя, тощего, зашибу. Выручил кинжал, который висел на ремне: «Я гаду, – говорил Алексей Иванович, – брюхо разрезал так, что потроха посыпались. До сих пор страшно».

А еще вспоминал, как в начальные годы войны вши съели поясной ремень: «Я шел и штаны держал руками».

Дочь и внучки помогли Алексею Ивановичу пережить смерть любимой супруги. Они не оставляли его одного. В свою очередь Калабин отстаивал Валентину, тогда главврача детского санатория «Малышок» в Ломах, когда она боролась за сохранение уникального детского учреждения, борясь с произволом чиновников. Как мог, помогал ей своим авторитетом, но «Малышок» всё же закрыли.

На доме № 20 по улице Калинина в Иванове несколько лет назад открыта мемориальная доска Герою Советского Союза Алексею Калабину. Есть она и на школе в Гаврилово-Посадском районе, где он учился. В райцентре – переулок его имени и портрет на мемориале.

Может быть, появится улица Героя Советского Союза и в горячо любимом им Иванове? Что-то давно не давали улицам в областном центре имена героев.

 Справка. На мемориале Героям фронта и тыла в Иванове выбиты имена 158 Героев Советского Союза и 20 полных кавалеров ордена Славы. Алексей Калабин был последним Героем в нашей области.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here