Уже 30 лет «Рок-февраль» объединяет молодежь.

73 коллектива из Иванова, Вичуги, Тейкова, Фурманова, Южи, Родников, Юрьевца… Спецучастники из Владимира, Ярославля, Костромы, Галича, Нерехты… Такова география завершившегося на днях 30-го открытого фестиваля «Рок-февраль». В честь круглой даты мы побеседовали с людьми, стоявшими у истоков фестиваля.
 На фестиваль приезжали даже с Чукотки

Ирина ШАРОНИНА, участник оргкомитета, ведущая первых фестивалей:

Ради выступления на ивановском "Рок-феврале" сбегали из больницы

– Фестиваль начинался по линии профтехобразования. Я в то время работала в Центре художественного творчества учащихся профессионально-технического образования. Ныне директор «Рок-февраля» Николай Владимирович Хомский трудился у нас педагогом. Он-то и вышел к управлению образования с предложением о проведении фестиваля рок-музыки для молодежи. Соответственно, основной контингент участников в то время составляли учащиеся ПТУ со всей России.

Мы рассылали положения о проведении фестиваля по всей стране, и группы молодых музыкантов откликались. Они приезжали не только из ближних Костромы, Владимира, Москвы, но и из Вологды, Тамбова и даже с Чукотки. За встречу гостей отвечали наши педагоги: Татьяна Майорова, Ирина Орлова, ныне покойный Владимир Королёв. Они принимали музыкантов, начиная с пяти утра, заселяли их в гостиницу «Центральная» на проспекте Энгельса (ныне – Шереметевском), устраивали экскурсию по городу. Приезжих участников из других регионов в те годы было очень много.

В жюри иногда работали «звезды» всероссийского уровня: Алексей Нелидов (группа «Парк Горького»), Дмитрий Варшавский («Черный кофе»), Князь (из группы «Король и Шут»), Андрей Мисин… Если вспоминать участников, которые мне были симпатичны, то нравились выступления Сергея Крюкова, Антона Огурцова, Александры и Екатерины Рахманьковых, Евгения Исенина, покойного ныне Андрея Удалова. Они как-то запоминались.

Вообще, считаю, что этот фестиваль нужен для города. Он объединяет молодежь.

Энтузиастов с горящими глазами было больше

Александр ЮРОВ, музыкант, педагог:

Ради выступления на ивановском "Рок-феврале" сбегали из больницы

– Я принимал участие в самом первом «Рок-феврале» в 1994 году в качестве бас-гитариста группы «Танец Солнца». Но больше мне запомнилось даже не наше выступление, а свое участие в качестве зрителя. Потому что это было огромное событие в культурной жизни города. Рок-музыка получила не просто сценическую площадку, но поддержку со стороны властных структур. Получила какой-то здоровый соревновательный импульс.

Никогда не забуду колоссальное число самобытных, ни на кого не похожих групп, которыми тогда славился наш город… Это и «Дегенератор», и «Ливанский кедр», и «Сельское население». А чего стоило выступление группы «Терминатор»! Жаль, не осталось записей. Все были пассионариями, энтузиастами своего дела с горящими глазами.

Должен признать, что, на мой строгий взгляд, сейчас стало гораздо больше какой-то вторичности в музыкальном творчестве… При наличии хороших инструментов многим почему-то словно и сказать нечего своей музыкой… Хотя отдельные самородки появляются и сейчас. Просто их стало меньше.

В свое время ради выступления на сцене «Рок-февраля» мы готовы были пожертвовать многим, даже своим здоровьем. В 2000 году, чтобы выступить в составе группы «Aze», я, будучи серьезно болен, сбежал из больницы. Просто дело группы, музыку я всегда ставил выше своих личных проблем. До сих пор не жалею об этом, и никуда это во мне не пропало. Уже относительно недавно, в 2016 году, после серьезной операции я выходил на сцену «Рок-февраля», а ноги были перемотаны эластичными бинтами, чтобы не подгибались колени…

С определенного момента я стал педагогом и наставником молодых музыкантов, многие из которых принимали участие в «Рок-февралях» в разные годы. Мои ученики становились лауреатами, а в прошлом году ребята из группы «Раньше было лучше» выиграли номинацию «NeФормат». В жюри я почему-то чувствую себя не очень комфортно, но это часть фестиваля – оценки, награждения, поэтому отношусь к этому ответственно и старательно.

В нынешнем году с радостью наблюдал значительно возросший интерес к «Рок-февралю»: зал был полон, практически как в 1990-е. Секрет долгого существования фестиваля, я полагаю, прежде всего, в людях, которые им занимаются. Это Николай Владимирович и Вера Станиславовна Хомские, Марк Хомский, Александр Конюхов… Ну, и я стараюсь помогать по мере сил.

Сидели по подвалам и играли жуткую музыку

Николай ХОМСКИЙ, основатель и бессменный директор «Рок-февраля», президент Ивановского рок-клуба:

Ради выступления на ивановском "Рок-феврале" сбегали из больницы

– Идея организовать рок-фестиваль пришла, как ни странно это прозвучит, на пляже в Анапе в 1993 году. Ивановская делегация тогда присутствовала на открытии знаменитого фестиваля «Киношок», и это произвело впечатление и наложило свой отпечаток. Такая взяла белая зависть: вот у них есть свой фестиваль, а почему в Иванове нет?

Тем более что в те годы рок-фестивали уже практически не проводились – ни в Петербурге, ни в других городах. Всё задавила коммерческая музыка и тяжелая экономическая ситуация в стране. Да что рок-фестивали, даже уголки всякие в школах, ДК, на предприятиях, где раньше базировались группы, позакрывались. Поэтому ребята сидели по подвалам и играли жуткую музыку оголтелого протеста – трэш, леворадикальный панк, гранж… В Иванове это были такие команды, как P.F.P, Navarra, Rotten Dogs, Septicopeimia, «Кобра», «Dead Мазай и зайцы»…

Поэтому цель у нас была во многом воспитательная: чтобы ребята были в форме, вели здоровый образ жизни (пусть и шутят многие, что, мол, «рок против алкоголя и наркотиков – это пчелы против меда»). В 1990-х мы многих отвлекли от модных и общедоступных тогда наркотиков, от криминала. Ведь, что греха таить, к року тянулись по большей части разгильдяи. А мы их направляли в правильное русло.

Помню времена – с 1993 по 2000 год, когда каждый концерт в клубе сопровождался ажиотажем зрителей. Они буквально стояли «на ушах» – «хаерами» немытыми трясли, флагами махали. Это была атмосфера настоящего Вудстока. Ее-то мы, к сожалению, и потеряли в сытые «нулевые». Впрочем, вы удивитесь, но два трудных пандемийных года плодотворно сказались на фестивале – сейчас у нас опять был полный зал, люди танцевали перед сценой… Такого давно не было, и это здорово. Значит, всё, что мы делаем, – не зря!

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here