Георгий Жуков принимает рапорт командующего парадом Константина Рокоссовского.

В легендарном Параде победителей 24 июня 1945 года участвовали и фронтовики из Ивановской области. В номере за 9 июня мы начали знакомить читателей с некоторыми из них. Сегодня – окончание.

Настал момент, когда торжественная музыка на Красной площади сменилась сухой барабанной дробью. Выстроившиеся в шеренгу воины несли опущенные до земли вражеские знамена и бросали их к подножию мавзолея. Первым оказался личный штандарт Гитлера, последним – знамя армии предателя Власова.

«Надо было видеть, как к трибуне подходили бойцы, державшие в руках фашистские знамена, захваченные в боях! – вспоминал наш земляк полный кавалер ордена Славы Василий Пипчук. – Их было двести, и все они, поравнявшись с мавзолеем, останавливались, делали разворот направо и с презрением под резкую дробь барабанов бросали на брусчатку площади вражеские знамена. Бросали прямо в лужу, образовавшуюся от ливня…»

Парад, длившийся два часа, завершился прохождением боевой техники. Из-за дождя отменили авиационную часть и проход колонн трудящихся. Но это не омрачило всеобщего ликования. Ивановский разведчик Алексей Смирнов вспоминал: «Все пели, плясали, обнимались, целовались, качали фронтовиков. Высоко в небе освещенные прожекторами развевались алые полотнища и красовался орден Победы…» А поздно вечером начался праздничный салют…

Из воспоминаний шуянина Александра Калинина, старшины 1-й статьи противолодочного катера МО-103, кавалера орденов Красного Знамени, Красной Звезды и послевоенного – Трудовой Славы III степени (фронтовик получил его за доблестный труд на Шуйском заводе химволокна):

«…Конвоировали мы суда до Таллина. Вот там-то на рейде у шведских берегов и прилетела к нам весть о долгожданной Победе. Мне было приказано явиться в штаб флота. Я терялся в догадках: зачем? Собралось нас много. Построили всех, поздравили с Победой и сказали: «Война окончена. Предстоит Парад Победы. Вам доверено в нем участвовать».

За месяц до парада в вагонах военно-санитарного поезда мы прибыли в Москву. Начались усиленные занятия строевой подготовкой, ночные репетиции на Красной площади. Часто нас навещал командующий ВМФ Кузнецов. Подолгу беседовал с нами, расспрашивал о боевых делах.

Много я повидал в жизни, но вот до сих пор самое яркое воспоминание – это Парад Победы. В семь утра мы уже стояли на своем, много раз выверенном месте. Шел дождь, который закончился как раз к началу парада. Наш сводный полк стоял напротив Мавзолея Ленина. Поэтому нам хорошо была видна трибуна с находившимися на ней руководителями партии и государства.

Мы стояли, и сердце сжималось от боли и радости. Боли за своих друзей, которые не дожили до этого светлого часа. Радости, что ненавистный враг повержен. В наших сводных полках плечом к плечу стояли прославленные солдаты и сержанты, офицеры и генералы, Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы. Москвичи восторженно принимали нас.

Всем, кому довелось быть на Красной площади, никогда не забыть тех мгновений. На приеме, устроенном по окончании парада, его участникам первым в стране были вручены медали «За победу над Германией…»

Из воспоминаний ивановца Алексея Смирнова, разведчика артиллерийского полка 2­го Украинского фронта

«…В конце мая 1945 года под Веной, где находилась наша часть, меня вызвали к командиру бригады. Он сказал, что по решению командования меня направляют на Парад Победы в Москву. Согласно директиве Верховного Главнокомандующего, для участия в параде отбирались наиболее отличившиеся в боях и имеющие боевые награды. Было сформировано 10 сводных полков – по одному от каждого фронта, по тысяче человек каждый.

В одном строю с внуком Чапаева

По прибытии в Москву полк с вокзала шел строем в Сокольники в отведенные нам казармы. Я всегда с волнением вспоминаю этот марш по улицам. Шла колонна победителей, мужественных, закаленных в боях, сильных духом и физически фронтовиков. На их гимнастерках сверкали ордена и медали. На всём пути стояли и приветствовали нас жители столицы, главным образом женщины. На их усталых лицах светились радостные улыбки, были и слезы. Они поздравляли нас, аплодировали, кричали «Спасибо, сынки»…

Нам выдали новую форму, специально пошитую для участников Парада Победы. Затем приступили к тренировкам: ежедневно шесть-семь часов с раннего утра до 5 часов вечера с небольшими перерывами. Генеральная тренировка проводилась ночью на Красной площади.

Рано утром 24 июня на Красной площади и прилегающих к ней улицах выстроились сводные полки фронтов, слушатели академий, курсанты училищ, части и подразделения Московского гарнизона. Наш сводный полк был на Красной площади напротив мавзолея. С утра накрапывал дождь, но настроение было приподнятое, все волновались.

Около 10 часов на трибуну мавзолея поднялись руководители партии и правительства во главе с Верховным главнокомандующим Сталиным, а ровно в десять из ворот Спасской башни выехал на белом коне принимающий парад маршал Жуков. Он приветствовал нас.

После объезда частей Жуков с трибуны Мавзолея Ленина произносит речь, и начинается торжественный марш. Сводные полки в порядке географического расположения фронтов с севера на юг. Впереди нашего полка шел командующий фронтом Малиновский.

Вечером мы гуляли по Москве, вместе со всеми веселились, любовались фейерверками, красочным оформлением площадей и улиц. Красная площадь оказалась забита народом. Это была всеобщая радость и гулянье. Пели, плясали, обнимались, целовались, качали фронтовиков. Высоко в небе освещенные прожекторами развевались алые полотнища и красовался орден Победы…»

 

В одном строю с внуком Чапаева

Штрих. В Параде Победы 24 июня 1945 года участвовал наш земляк, выдающийся полководец, дважды Герой Советского Союза маршал Александр Василевский. Он прошел во главе колонны 3-го Белорусского фронта… В парадных расчетах других фронтов и воинских соединений чеканили шаг несколько ивановцев. Среди них – полный кавалер ордена Славы, командир отделения кавалерийского эскадрона 15-й Сивашской дивизии уроженец Южи Константин Иванов и командир подрывной группы подводной лодки Л­3 старший краснофлотец Александр Харченко (на снимке – справа. Фото 1946 года).

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here