Защищали погранзаставу до последнего патрона.


Самодеятельные савинские артисты в спектакле о Лопатине

Уже несколько лет ивановские общественники обращаются с инициативой переименовать одну из улиц областного центра в честь героя Великой Отечественной Алексея Лопатина. Он это заслужил: такой же подвиг совершили только пограничники Брестской крепости. Не случайно именем Лопатина названы улицы Владимира и Коврова. В одном из этих городов он учился, в другом работал. А вот на своей родине увековечить его имя почему-то забыли.

 Алексей Лопатин родился 15 февраля 1915 года в деревне Дюково Шуйского района, что раскинулась по одну сторону реки Шижегды, а по другую начинается уже Савинский район. Там – деревня Аристиха. В ней Алексей жил несколько лет до того, как уехал работать на ковровский завод. Потому савинцы, как и шуяне, считают героя-пограничника своим односельчанином.

Защищали погранзаставу до последнего патрона

В армии – с 1937 года. Окончил Саратовское военное пограничное училище и получил назначение на Украину, в Новоград-Волынский пограничный отряд. Великая Отечественная война застала лейтенанта Лопатина в должности начальника 13-й погранзаставы. Его подчиненные вступили в неравный бой с немцами рано утром 22 июня 1941 года. Используя прочные оборонительные сооружения, выгодные условия местности, бойцы оказали упорное сопротивление врагу.

Когда всё кругом было разрушено артиллерией и минометами противника, пограничники перешли в подвальное помещение одного из зданий заставы и продолжали сдерживать наседавшего врага. Боеприпасы были на исходе, и Лопатин приказал тяжелораненых пограничников, а также женщин и детей, находившихся на заставе, вывести из окружения.

Рано утром, по одним данным на восьмой день, по другим – на девятый, бледные от голода и бессонницы родственники солдат уходили с заставы. В их числе были жена, дети и бабушка Лопатина. Лейтенант обнял супругу. На ее руках спал их трехмесячный Толя. Так и не посмотрел он в последний раз на своего отца. Держался за юбку матери и сын Слава, которому в то время было три года… (Оба сына Алексея Васильевича в дальнейшем стали пограничниками.)

На десятые сутки в живых осталось только шесть человек. Эта горстка советских пограничников не давала упасть красному флагу над клочком нашей земли – еще два дня они вели тяжелый бой.

Гитлеровцы подвезли тяжелую артиллерию и продолжительное время прямой наводкой били по развалинам кирпичного здания заставы. Пограничник Иван Котов вспоминал: «Во время сильного артобстрела к нам в отсек забежал лейтенант Лопатин с автоматом на груди. Он был весь в крови и кирпичной пыли, голова забинтована белым материалом, наверное – от простыни. Я лежал за пулеметом. В его кожухе кипела вода, патронов становилось всё меньше. Лопатин наклонился ко мне, последние слова, которые я от него услышал, были: «Товарищ сержант, держитесь, нам отступать некуда». Уходя, он остановился в дверях отсека подвала и громко, стараясь перекричать взрывы, крикнул: «Докажем врагу, что мы еще живы!».

Они сражались до последнего патрона, став одними из первых жертв Великой Отечественной.

…В конце 1970­х годов с большим успехом был показан спектакль о герое-пограничнике Алексее Лопатине «Шаг в бессмертие» в исполнении самодеятельных артистов Савинского народного театра. О нем писали газеты, отрывки из постановки транслировало областное радио. Автор, савинский журналист, краевед Юрий Лапин показывал спектакль и на заставе, командиром которой был Алексей Васильевич. Все актеры, участвовавшие в спектакле, были зачислены в почетные пограничники.

«Шаг в бессмертие» – один из самых выразительных штрихов памяти савинцев о своем земляке-герое, павшем на полях сражений Великой Отечественной войны. Теперь слово за шуянами и ивановцами. Память о Лопатине должна жить вечно.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here