Марина Нечаева пытается превратить учеников в соавторов великих писателей.

Наша рубрика посвящена представителям самой важной профессии на земле. Ни врач, ни инженер, ни кинокритик не овладеют даже основами своего труда, если ранее не возведут фундамент из знаний, первоначально полученных в школе.

Профессиональным самоопределением каждый из нас обязан учителю. Но дело еще и в том, что педагог не только преподает математику, физику, историю – он воспитывает, направляет, формирует интересы. В свою очередь школа серьезно испытывает учителей на любовь к избранной профессии, и сдают эти сложнейшие экзамены лишь пришедшие к детям по зову сердца, по призванию. Известно, что в странах Востока слово «Учитель» принято писать как имя собственное, с большой буквы. Действительно, избравший для себя профессиональную стезю, требующую отдачи до самого донышка, достоин беспредельного уважения. Героиня сегодняшнего очерка – преподаватель русского языка и литературы из 14-й ивановской школы. Марина Нечаева – тридцать пять лет в педагогике, хотя в ее трудовой книжке отмечены всего два места работы.

Выбрать другую профессию – как прожить чужую жизнь

Первое – школа в Чукотском автономном округе, куда выпускницу филологического факультета Магаданского пединститута направили по распределению. А в 1997 году Марина Валерьевна приехала на постоянное жительство в Иваново, где продолжила свою учительскую деятельность в школе № 14.

Немалый преподавательский опыт филолога, стремление к совершенствованию методических приемов и форм обучения ежегодно обеспечивают высокие результаты старшеклассников по итогам Единой государственной аттестации. Школьная администрация, коллеги, родители учеников высоко оценивают профессиональное мастерство педагога Нечаевой.

Заместитель директора учреждения Лола Жукова отмечает продуманный конструктивный подход учителя литературы к вопросам обучения. «Учебная и внеурочная деятельность педагога, – уточняет Лола Тулкуновна, – содействует решению задач образования, воспитания и развития личности наших детей».

Коллега героини, Юлия Яковлева, рассказала о том, что Марина Валерьевна тщательно продумывает каждое занятие, к разработке которого подходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей сидящих за партами в ее классах. Но, наверное, главные качества человека и учителя Нечаевой, по мнению педагогов школы, – ее доброжелательность и душевная щедрость. Не каждый может так легко поделиться своими знаниями и опытом с молодыми коллегами, всячески способствовать их становлению в сложнейшей из существующих профессий.

Делать нравственный выбор с помощью Бунина

По признанию самой Марины Валерьевны, она, невзирая на проблемы непрекращающегося реформирования в системе образования, несмотря на сложности взаимодействия с нынешним поколением учеников и с их всеведущими родителями, не может представить свою жизнь вне школы. Да, сетует собеседница, время от времени, особенно после семи-восьми проведенных уроков, случаются минуты смертельной усталости и на эмоциях, но только про себя, вдруг да и воскликнешь: «Бросить всё, убежать, куда глаза глядят! Но почти тут же осознаешь, что тебе судьбой начертано быть именно учителем, а иначе будешь проживать свой век чужой жизнью».

Отвечая на вопрос: «А если вдруг обстоятельства заставят…», Марина Нечаева обращается к литературному образу: «Тогда, как шолоховскому Кондрату Майданникову, вступающему в новую жизнь, «со слезой и кровью придется рвать пуповину», крепко соединяющую со школой, учениками, любимым предметом. Но не приведи, Господь, к этим минутам отчаяния».

Пригласить на урок… Наташу Ростову

Что же касается любимого предмета, Марина Валерьевна видит свои задачи не только в том, чтобы прививать мало читающему поколению сегодняшних школьников любовь к книге. Очень важно зафиксировать в юных ученических сердцах глубокий след от изученного на уроках произведения, научить задумываться и размышлять.

Марина Нечаева говорит, что простой «пожиратель книг», захлопнув последнюю страницу, навсегда забывает о прочитанном. Поэтому назначение учителя – сформировать такого читателя, который будет соотносить поступки, искания литературных героев с собственными чувствами. Вот тогда ученики делаются соавторами великих писателей, свободно общаются с их героями, словом, размышляют.

Как оказалось, ивановской учительнице очень близки и любопытны идеи, однажды высказанные и оформленные в систему педагогом-новатором из Петербурга, филологом Евгением Ильиным. Он настойчиво предлагал коллегам посадить за одну парту Наташу Петрову и Наташу Ростову и тем самым создать необходимые условия для такого необычного диалога.

О любимых писателях и их творчестве Марина Валерьевна говорит с удовольствием. Ей очень интересно вместе с учениками раздумывать на уроках о «темных аллеях» в судьбах героев Ивана Бунина. Учитель испытывает чувство профессионального удовлетворения, когда ее творческие старшеклассники увлеченно продумывают то, что спрятано за авторским многоточием. Глубокое проникновение в художественный мир бунинских произведений, считает опытный педагог-литератор, помогает современным школьникам осознать, что проблемы нравственного выбора, поставленные писателем перед безымянными героями «Чистого понедельника», предстоит решать и каждому из них в будущей взрослой жизни.

Литература, уверяет Марина Валерьевна, вооружает подрастающих мальчиков и девочек бесценным эмоциональным опытом, бесконечно необходимым для самопонимания, самоосознания и самоопределения в будущих жизненных взаимоотношениях.

За советом обращаются и родители

Диалог Марины Нечаевой с учениками не прекращается даже после их выпуска из стен школы. Педагог считает, что не имеет права оставлять своих вчерашних подопечных один на один с незнакомыми для них обстоятельствами новой жизни, поддерживает теплые, доверительные отношения и с выпускниками, и с их родителями.

К бывшему учителю, классному руководителю часто обращаются за советом, делятся и возникшими у них проблемами и случившейся радостью, потому что доверяют своему отзывчивому, искреннему, доброжелательному наставнику. «Вот сегодня, – не без гордости сообщает Марина Валерьевна, – ко мне приходили бывшие ученики – принесли приглашение на свадьбу. Всегда поздравляют с днем рождения. В этот день столько звонков принимаю».

С самыми разными вопросами обращаются к умудренной жизненным и профессиональным опытом учительнице и родители учеников, с которыми Марина Валерьевна старается выстраивать отношения на основе делового сотрудничества, взаимоуважения.

Поэтому взаимодействие, сложившееся у пап и мам с классным руководителем за годы обучения их детей в школе, сохраняется на долгие годы, о чем красноречиво свидетельствует письмо, присланное в газету одной из активных помощниц героини очерка – Татьяны Фёдоровой: «С 2013 по 2019 год Марина Валерьевна вела русский язык и литературу в классе наших детей. Она очень грамотный, высокопрофессиональный, творческий и инициативный педагог, глубоко знающий свой предмет и умеющий увлечь им своих учеников. Марина Валерьевна стала для них не только любимой учительницей, но и «классной мамой», которая учила быть добрыми, честными, справедливыми. Она помогала и нам, родителям, в воспитании наших сорванцов, рассматривала нас как союзников и единомышленников в нелегком образовательном процессе. Наши дети окончили школу, но по-прежнему любят и уважают своего требовательного, подчас очень строгого, но доброжелательного педагога. Я как мать низко кланяюсь такому профессионалу и считаю, что слово «Учитель», если идет речь о Марине Валерьевне Нечаевой, нужно писать с большой буквы».

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here