Талантливый пианист с радостью согласился на участие в фестивале имени его любимого композитора.

Известный 20-летний пианист дал в Ивановской области два сольных концерта в рамках фестиваля имени Сергея Рахманинова – в Вичуге и Иванове. Он рассказал «ИГ», чем отличается региональный зритель и почему ему нравится приезжать в Ивановскую область.
Музыка Рахманинова забирает у тебя всё

– Иван, вы уже не впервые приезжаете к нам в регион. Почему согласились дать концерты в Вичуге и Иванове?

– Да, это мой второй визит в Ивановскую область, первый был, кажется, около полугода назад. Так что я уже знал, что это за зал, что за публика, и поэтому согласился выступать еще раз, особенно сейчас, когда область окутана необыкновенной атмосферой фестиваля.

Творчество Сергея Рахманинова – это для меня база и основа. Сложно представить пианиста, который хоть раз в жизни не исполнил бы произведения этого композитора. У меня, например, очень много его музыки в репертуаре. Всё, что Рахманинов создавал, он создавал, отталкиваясь от возможностей фортепиано. Даже его симфонические произведения, оркестровые – они все для меня наполнены звучанием фортепиано.

– Есть ли авторы, произведения которых вам исполнять сложнее всего?

– Вообще играть хорошо – тяжело. У каждого пианиста свои индивидуальные предпочтения. Мне всегда было очень приятно исполнять Прокофьева, Шопена. Если сравнивать их произведения, например, с музыкой Рахманинова, то последняя настолько эмоционально наполнена, требует столько сил и внимания, что зачастую после исполнения его концертов, больших произведений чувствуешь полное опустошение, потому что всё оставил на сцене… В принципе, вся драматическая музыка на этом завязана, в этом плане, конечно, музыка Рахманинова забирает у тебя всё, требует полного, если не подчинения, но погружения.

Иван Бессонов: "В Иванове много позитивной энергии"Иван Бессонов: «Вообще играть хорошо – тяжело».

– Нередко приходится слышать, что классика сегодня – не в тренде. Как вы считаете, возродится ли спрос на фортепианную музыку, классические концерты? Или они, на ваш взгляд, и так популярны?

– Смотря что под спросом подразумевать. Если рассматривать этот вопрос с чисто человеческих позиций, то люди тянутся к классике и всегда будут тянуться, потому что это основа существования общества, его культуры.

Если говорить про спрос на билеты, про заполняемость залов, то здесь всё не так однозначно, как было, например, сто лет назад, когда существовала в основном только классическая музыка. Сейчас гигантское количество жанров, очень много различных музыкальных проектов, порой даже и не связанных с искусством. Среди всего этого зачастую сложно найти что-то стоящее. Но классика – область, к которой люди всегда будут тянуться, она вечна, и без нее – никак.

СПРАВКА. Иван Бессонов начал учиться игре на фортепиано в шестилетнем возрасте. Сейчас он – студент Московской консерватории имени Чайковского. Победитель множества престижных конкурсов. Например, получил Гран-при Международного юношеского конкурса имени Шопена в 2015 году, стал лауреатом Международного конкурса имени Рубинштейна «Фортепианная миниатюра в русской музыке». Первый российский музыкант – победитель «Классического Евровидения» в Эдинбурге, тогда пианисту было всего 16 лет. Иван Бессонов дает концерты в России и за рубежом. В 2016-м представил сольную программу на сцене Мариинского театра, в 2019-м – в большом зале Санкт-Петербургской консерватории. Пишет музыку, в 2015 году дебютировал в кино как композитор.

Репетиции с Гергиевым проходят в сумасшедшем темпе

– Как вас встречали ивановцы и чем региональный зритель отличается от любителей музыки из больших городов?

– Прежде всего, региональный зритель отличается своей отзывчивостью и готовностью воспринимать всё, что делает артист. Это очень-очень важно, когда человек в зрительном зале живо воспринимает происходящее на сцене. И именно в Иванове, в Вичуге я это очень хорошо чувствую.

– Есть ли авторы, музыку которых вы всегда используете в своих творческих программах?

– Повторюсь, творчество Сергея Рахманинова – это база и основа моего репертуара. Это очень благодатная почва для его развития. Но, конечно, я люблю и играю и произведения Шопена, Баха, Прокофьева…

– Несмотря на достаточно юный возраст, вам приходилось играть с дирижерами и мирового уровня. Как складывалось ваше сотрудничество и проходил творческий процесс?

– Все люди разные, и всегда всё было по-разному. Валерий Гергиев, например, постоянно в движении. Репетиции с ним проходят в сумасшедшем темпе, и сам процесс наполнен бешеной, в хорошем смысле слова, энергетикой.

Я работал с Владимиром Спиваковым. Он очень тщательно всё готовит и репетирует с оркестром, и вообще много времени тратит на подготовку. С Александром Сладковским я тоже играл, с ним очень тепло. Он поддерживает и готов принять тебя, подхватить любую музыкальную идею.

Тут, я считаю, главное, чтобы люди, выходящие вместе на сцену, думали одинаково, иначе будет как во всем известной басне Крылова.

Первый победитель «Классического Евровидения»

– Вы дебютировали в кинематографе как профессиональный композитор, написав музыку к документальному фильму Виктора Косаковского «Varicella»…

– Тут всё было просто. Мы выложили в соцсетях мои произведения, через какое-то время режиссер послушал – ему показалось интересным использовать мою музыку в своем фильме. То есть специально я ничего не писал. Я сочинил, и под это сняли фильм, если так можно сказать…

– Вы – первый российский музыкант – победитель «Классического Евровидения» в Эдинбурге в 2018 году (за 26-летнюю историю конкурса). В чем его отличие от состязания исполнителей эстрадной песни и как он повлиял на вашу карьеру?

– Отличие в том, что здесь исполняют классическую музыку. И надо понимать, что в обычном «Евровидении» всё сильно завязано на шоу… Этот конкурс во многом повлиял на мою карьеру, но относиться к нему серьезно как к ступеньке в своем развитии я не могу.

– Остается ли у вас время на хобби?

– Мои увлечения – просмотр фильмов, чтение, расширение общего кругозора. Я считаю, что если заниматься только музыкой, есть риск получить палку о двух концах. Музыкант может стать большим профессионалом, отлично знать, как и что делать в техническом плане, но этого недостаточно – играть ведь нужно про что-то. А это уже зависит от знаний и от того, сколько пережил человек в эмоциональном плане.

После концерта любит гулять по городу

– Есть ли у вас какие-то традиции, ритуалы, которые помогают настроиться перед выходом на сцену?

– У меня есть вещь, с которой я выхожу на сцену, – сценический амулет. Никто о ней не знает. Я не отношусь к этому серьезно, это скорее что-то на психологическом уровне: если талисман при мне, всё будет хорошо.

– С какими впечатлениями вы уезжаете из нашего региона и планируете ли еще вернуться в Ивановскую область?

– Я очень люблю гулять по городам, куда приезжаю с концертами, и в каждом нахожу для себя что-то особенное. Для меня в Иванове очень много позитивной энергии. Есть города, где ходишь с хмурым лицом, и погода какая-то не такая, и люди как-то косо, кажется, смотрят. А здесь я себя чувствую очень комфортно. Конечно, планирую приехать в Ивановскую область еще, может быть, через полгода. Тем более что к вам удобно добираться – на «Ласточке»…

МЕЖДУ ТЕМ. Фестиваль «Весенние воды» проходил в Ивановской области с 1 по 30 апреля, он был приурочен к 150-летию композитора Сергея Рахманинова. В течение месяца в регионе на разных площадках выступали Капелла мальчиков и юношей имени Жуковского, камерный хор «Шереметев-Центра» ИГХТУ, мужской ансамбль под управлением Евгения Боброва, народная артистка Вера Добролюбова. На приглашение участвовать в фестивале также откликнулись лауреат первого конкурса имени Сергея Рахманинова, профессор Московской консерватории Андрей Писарев, молодые звезды Иван Бессонов и Ева Геворгян, хор студентов Московской консерватории.

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here