Гендиректор Пермского научно-производственного объединения «Искра» Лев Лавров в советское время был засекречен. Его всегда и всюду сопровождали представители Комитета госбезопасности. Даже когда он наведывался в родную Шую, чтобы навестить мать, с друзьями встречался инкогнито.
Азы электротехники освоил в школе

Первым его имя для своих земляков открыл мой коллега Геннадий Сурин в своей книге «Слово о Шуе», изданной в 2005 году. И то это стало возможным после ухода из жизни Льва Николаевича. А охранять было от чего. Его разработки в области ракетно-космической техники, твердотопливных двигателей в 1970-1980 годах не имели аналогов в мировой практике. Благодаря таким, как Лавров, Советский Союз шел на несколько шагов впереди даже Соединенных Штатов Америки.

Он родился 13 марта 1933 года в Шуе в семье служащего. Рано остался без отца, погибшего в аварии на Ярославском шинном заводе. Окончил одно из старейших учебных заведений области – школу № 1. Параллельно со средним образованием учащиеся получали профессиональную подготовку по двум профилям: учетно-бухгалтерскому и электротехническому. Именно здесь Лев Николаевич углубленно изучил математику и физику, познал азы электротехники, научился ценить свое время и товарищей. Школа дала ему хороший старт в большую жизнь.

Полученные знания помогли успешно сдать экзамены в Ленинградский военно-механический институт. И это несмотря на то, что на одно место в вуз претендовало более тридцати абитуриентов. Учился студент Лавров, как вспоминают его однокурсники, «неплохо, помогал отстающим, был физкультурником, активным комсомольцем…»

В 1956 году после сдачи госэкзаменов и защиты диплома его направили на Урал, в город Молотов (ныне – Пермь). Здесь на базе машиностроительного завода создали СКБ-172 (ныне – НПО «Искра»). Основной задачей его стала разработка первых советских крупногабаритных твердотопливных образцов ракетной техники.

Готовили ракеты к полету на Луну

 До этого практически все КБ по разработке ракетных двигателей делали акцент в основном на жидкостные ракеты. Однако время показало, что в боевом использовании, когда требуется постоянная готовность к пуску, а также с точки зрения стоимости обслуживания, надежности, безопасности, экологичности твердотопливные двигатели имеют свои преимущества.

Неотложной задачей являлась также подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров: конструкторов, технологов, исследователей, испытателей, работников производственных служб. Тогда-то и было решено весь выпуск 1956 года Ленинградского военно-механического института направить в конструкторское бюро в Молотов.

Одновременно предприятие принимало участие в разработке конструкторской документации узлов ракеты-носителя Н-1, предназначенной для полетов на Луну. И все эти задачи большой государственной важности решались при непосредственном участии Льва Лаврова. Он занимался вопросами создания энергетических установок, работающих в условиях высоких температур и силовых нагрузок. Проявив себя высококвалифицированным инженером, способным организатором, он прошел путь от мастера цеха до ведущего конструктора. А в 1968 году стал главным конструктором КБ.

Приход нашего земляка к руководству предприятием ознаменовался новым этапом в конструировании крупногабаритных (диаметром свыше 1000 миллиметров) твердотопливных ракетных двигателей. Конструкторы СКБ-172 не раз ломали стереотипы.

Военные требовали уменьшить вес ракет, добиться их компактности, максимальной мобильности. И коллектив Лаврова в жесткой конкурсной борьбе, как бы сейчас сказали, в результате тендера, в котором участвовали такие именитые фирмы, как ленинградский «Арсенал», днепропетровский «Южный», сумел доказать свою состоятельность и готовность создать требуемые обороне СССР ракетные двигатели. Подчиненные Льва Николаевича совместно с сотрудниками испытательного центра имени Келдыша создали базу с комплексом стендовых установок для проведения огневых испытаний двигателей с имитацией высотных условий.

О его участии в космической программе узнали только после смертиРакета-носитель Н-1 для полета на Луну.

Конструкторы СКБ-172 использовали в проектах ракет в качестве конструкционного материала углеродные композиционные смеси. Их применение позволило на 10-15 % повысить эффективность комплексов без увеличения габаритов. При Лаврове разрабатывалась конструкция двигателя с центральным соплом – это было сделано впервые в мире.

За личный вклад в создание модернизированного комплекса РТ-2П Льву Лаврову в 1973 году была присуждена Государственная премия СССР. Необходимо заметить, что пермские двигатели по энергомассовому совершенству до сих пор не превзойдены в мировой практике. Вспоминая о работе над этими комплексами, председатель государственной комиссии по летно-конструкторским испытаниям Георгий Малиновский писал в своей книге: «В теснейшем контакте с Жуковым (генеральный конструктор топливного заряда) сотрудничал сравнительно молодой уральский конструктор Лев Николаевич Лавров. За всё время отработки комплекса во всех модификациях я не помню ни одного замечания в адрес этого КБ и его завода».

Создал коллектив, которым можно гордиться

Одним из самых ярких достижений Лаврова стала разработка двигателя ракеты морского базирования – системы «Тайфун» для подводных ракетных крейсеров типа «Акула» и двигателей для баллистических ракет «Молодец», которыми оснастили уникальный боевой железнодорожный ракетный комплекс. Поезд с таким грозным оружием выглядел как обычный и мог совершить ответный пуск по предполагаемому противнику из любой точки страны.

За работу над подобными комплексами гендиректору «Искры» присудили Ленинскую премию. К правительственным наградам представили более 100 сотрудников предприятия.

Гордостью объединения явилось участие в национальной программе по созданию ракетных двигателей для космической системы «Энергия – Буран». Только в одной ракете-носителе «Энергия» находилось 58 созданных «Искрой» твердотопливных двигателей семи разновидностей функционального назначения. Их высокая надежность подтвердилась в условиях реальных пусков. В октябре 1982 года за создание образцов новой техники объединение наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Организаторский и конструкторский талант Льва Лаврова высоко ценили главные конструкторы ракетных систем и комплексов, в том числе Сергей Королёв. Большим уважением Лавров пользовался и у руководителей министерств, главков и военных представительств. Министр общего машиностроения (1987–1989), зампред Совета министров СССР (1989–1991) Виталий Догужиев вспоминал: «Я с удовлетворением должен сказать, что Лев Николаевич выдержал такое, какое, может быть, не каждый смог бы выдержать, и создал коллектив, которым можно гордиться».

За весомый вклад в создание образцов новой техники Лаврову присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». При нашем земляке предприятие стало одним из ведущих в ракетно-космической отрасли страны. В объединении создали более 30 энергетических установок, которые по комплексу технических параметров находились на уровне или превосходили лучшие зарубежные образцы. Сам Лавров – разработчик 60 авторских свидетельств; автор 300 научно-технических публикаций, 8 монографий.

Инициировал создание кафедры по конструированию машин

Являясь доктором технических наук, членом-корреспондентом Российской академии наук, заслуженным конструктором России, Лев Лавров сочетал работу на посту главного конструктора и директора с деятельностью в научном совете Академии наук СССР по механике конструкций. Много внимания уделял подготовке молодых специалистов. По инициативе и при непосредственном участии Льва Николаевича в Пермском политехническом институте создали кафедру «Конструирование машин», которую он в звании профессора возглавлял с момента ее открытия в 1985 году до своей кончины в 1994-м.

В начале 1990-х годов в условиях падения производства, отсутствия четкой программы конверсии Лавров сумел сохранить коллектив, найти свою нишу в новых экономических условиях.

Лев Лавров скончался на 62-м году жизни. В его честь названа одна из улиц в Перми. Мемориальные доски в память о нашем земляке установлены на доме, где он последнее время жил, в центральном офисе НПО, на улице его имени. В Пермском техническом университете учреждена стипендия имени Лаврова. В марте 2003 года совместным решением Федерации космонавтики России и НПО «Искра» учреждена медаль имени генерального конструктора Лаврова.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here