Прокурор Иван Глазков с семьей (начало 1930-х годов).

В нынешнем году областная прокуратура празднует столетний юбилей. Путь ее организации и становления в 1922 году был непростым – в условиях хозяйственной разрухи, продовольственного кризиса, товарного голода. Сегодня мы вспомним о первых руководителях надзорного органа.

 Среди главных задач – искоренение пьянства

Предпосылкой создания нового учреждения стал 4-й Всероссийский съезд деятелей советской юстиции, состоявшийся в январе 1922 года. Он наметил важное организационное мероприятие – установление института государственной прокуратуры.

28 мая ВЦИК РСФСР принял «Положение о прокурорском надзоре». В составе Народного комиссариата юстиции учреждалась государственная прокуратура, на которую возлагались задачи надзора за законностью действий органов власти, учреждений, организаций, должностных и частных лиц, наблюдение за деятельностью следственных органов и опротестовывание судебных решений. В ведении генеральной прокуратуры находилось и Главное политическое управление.

Для осуществления прокурорского надзора на местах в каждой губернии учреждалась своя прокуратура. 7 июля на заседании Иваново-Вознесенского губисполкома было принято постановление об организации губюста, прокуратуры и коллегии защитников.  

31 августа 1922 года вступил в должность первый прокурор губернии Иван Глазков. До назначения в Иваново-Вознесенск он работал в Нижнем Новгороде и в Витебске. Глазков имел незаконченное высшее юридическое образование.

Рассматривая его кандидатуру, Иваново-Вознесенский губком РКП(б) сообщал, что «как прокурор дело он свое знает, соответствует своему назначению как практик-юрист… С точки зрения партийности, страдает отсутствием такта. По имеющимся сведениям, Глазков в Витебской организации подвергся партийному взысканию и дело его разбирает Центральная контрольная комиссия». Скорее всего, именно этим обстоятельством объясняется задержка с приездом в Иваново-Вознесенск Ивана Николаевича. Его ждали еще в июле, а прибыл он в конце августа.

В 1-й прокурорский участок вошли Шуйский и Середской уезды, во 2-й – Кинешемский, в 3-й – Юрьевецкий, в 4-й – Макарьевский. Первые распоряжения прокурора Глазкова касались назначения следователя по важнейшим делам в губсуде, неукоснительного соблюдения народными судьями и следователями процессуального кодекса, назначении специальных дней заседаний в судах для представителей прокуратуры.

В сентябре-октябре в здании управления губернского прокурора, в бывшем особняке фабриканта Витова по Советской улице состоялись расширенные заседания по борьбе с преступностью. В повестках значились вопросы по искоренению в губернии пьянства, самогоноварения, воровства, взяточничества, детской беспризорности. На совещании помощников прокуроров губернии был взят курс на твердое установление правильных организационных взаимоотношений между структурами по борьбе с преступностью.

Отмечалось, что работники органов дознания, следствия и суда, почти не соответствуют назначению из-за неподготовленности. Они малограмотны, не усваивают юридических документов. Судебные органы не соблюдают официальных норм судопроизводства, злоупотребляют своим правом, загромождают следователей мелочными делами. Необходимо улучшение материального положения всех работников юстиции, подбор квалифицированных работников суда и прокуратуры, срочная организация юридических курсов.

В начале 1923 года Иван Глазков переехал в Москву. Работал в городской коллегии защитников, жил на Арбате. Дальнейшая судьба его трагична. Как многие ответственные работники того времени, он был обвинен в участии в контрреволюционной эсеровско-меньшевистской организации и расстрелян в 1938 году.

Судьи ходят по 20 верст с котомкой за плечами

19 февраля 1923 года прокурором Иваново-Вознесенской губернии назначили Илью Ростовского, прокурора Тульской губернии. Тогда в штате управления значилось 28 работников: губпрокурор, шесть помощников по уездам, пять секретарей помощников, сотрудник секретной части, помощник секретаря, четыре машинистки, практикант, журналист, бухгалтер, делопроизводитель, уборщица, курьер, кучер.

В январе 1924-го в Иваново-Вознесенске состоялся 3-й губернский съезд судебных работников. С докладом «Прокуратура и ее задачи» выступил Илья Ростовский. Он подробно остановился на организации прокуратуры в губернии. Отметил, что она создавалась медленно и с осложнениями: местные власти противились появлению нового учреждения. В настоящее время, по словам Ростовского, почти все работники прокуратуры имеют большой стаж судебно-следственной работы, по социальному составу – рабочие и крестьяне. Число помощников прокурора – 10, а требуется 16. 

Ростовский говорил о необходимости передачи следственного аппарата из ведения губернского суда прокуратуре. В заключение он остановился на важности политической работы. В газетах прокуратура вела кампанию по разным юридическим вопросам. После публикаций поступали многочисленные заявления и жалобы граждан по наболевшим вопросам.

В прениях участники совещания высказали свое недовольство плохими условиями для работы народных судов. Так, в Юрьевецком уезде сельские суды размещены в убогих избах. В Иваново-Вознесенском народные судьи с котомкой дел за плечами ходят в участки за 20 верст.

Прокурор Илья Ростовский был отозван в распоряжение ЦК партии. В связи с этим на заседании Иваново-Вознесенского губкома ВКП(б) было принято решение: «довести до сведения ЦК, что такое перемещение прокуроров плохо отражается на работе… Иваново-Вознесенский губком возражает против отзыва товарища Ростовского».

Первые прокуроры Ивановского краяПроводы Фёдора Шумятского на работу в Московскую губернию

На место Ростовского назначили Фёдора Шумятского. Он окончил Томское техническое железнодорожное училище, был активным участником революционных событий, членом РСДРП. В должности прокурора Иваново-Вознесенской губернии Шумятский проработал два года. В дальнейшем Фёдор Васильевич трудился прокурором Московской области, был председателем Верховного суда Украины. В 1938-м был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в Киеве.

«Кругозор широкий, но как администратор и организатор слаб»

Последним губернским прокурором был Михаил Куликов, бывший революционер-подпольщик. Его утвердили в должности 8 февраля 1926 года. Михаил Павлович родился в деревне Безводново современного Фурмановского района. Юношей работал ткачом на фабрике Полушина. Там и познакомился с социал-демократами. Вел активную революционную деятельность, был приговорен к каторжным работам в Сибири. 

В Иваново-Вознесенск Куликов возвратился в 1922 году. Работал секретарем уездного комитета партии, позже – председателем губернской контрольной комиссии РКИ, секретарем партколлегии.  

Интересна характеристика на Михаила Павловича, составленная в 1923-м Иваново-Вознесенским уездным комитетом партии: «Товарищ Куликов – старый член партии из рабочих, принимавший участие в подпольной работе, находившийся на нелегальном положении и подвергшийся репрессиям со стороны царского правительства, с достаточно широким кругозором. Наиболее целесообразно может быть использован для работы в губернской контрольной комиссии или в контролирующих органах. Политически развит удовлетворительно, хотя систематического образования не имеет. Вполне выдержанный и устойчивый член партии, колебаний в сторону от большевизма не имеет. Как администратор и организатор слаб. Отличительной чертой его характера является отсутствие уверенности в себе и своих способностях и крайняя осторожность в принимаемых решениях. Достаточно дисциплинирован, коренной противник склок и, в особенности, пьянства. Особым достоинством можно отметить чуткость товарища Куликова, абсолютную честность, уживчивость и чисто товарищеское отношение как к членам партии, так и к беспартийным рабочим».

После окончания Высших юридических курсов в Москве Куликов работал в Смоленске прокурором Западной области. В начале 1930-х годов – член коллегии Наркомтруда РСФСР, председатель Реутовской районной комиссии по чистке партии, работник политотдела Московско-Курской железной дороги. В годы Великой Отечественной вой­ны Михаил Павлович работал в Государственном комитете кинематографии, потом возглавлял Музей имени Ленина.

Скончался в Москве в 1956 году. Имя Куликова увековечено в Иванове: в 1985-м решением облисполкома переулок Кирякина во Фрунзенском районе города переименовали в улицу в честь бывшего прокурора.

Боролся за установление советской власти

Старейшим работником губернской прокуратуры был Игнатий Волков, уроженец современного Шуйского района. В сентябре 1922 года его назначили помощником прокурора Иваново-Вознесенского уезда.

Игнатий Парфентьевич был активным участником революционного движения в Шуе и Иваново-Вознесенске (подпольная кличка «Степан»). В 1908 году его выслали на поселение в Сибирь. В 1917-м он вернулся в Шую, где боролся за установление советской власти. Возглавил Шуйскую чрезвычайную комиссию по борьбе с саботажем и контрреволюцией. Именем Волкова названа улица в городе на Тезе.

…Работники губернской прокуратуры внесли неоценимый вклад в дальнейшую успешную работу учреждения. В 1929 году орган реорганизовали в Ивановскую областную прокуратуру. Начался новый этап в ее истории.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here