В годы Великой Отечественной войны инженеры-химики, выпускники Ивановского химико-технологического института вместе со всем народом внесли достойный вклад в общее дело победы над фашизмом. Сегодня наш рассказ о дважды лауреате Государственной (Сталинской) премии, заслуженном изобретателе РСФСР Григории Стронгине.

Противотанковая жидкость не должна замерзать

Стронгин родился в Минской области в 1909 году. Во время Первой мировой войны семья переехала в Кинешму, где отец стал заниматься кустарным промыслом. Григорий поступил на химический факультет Иваново-Вознесенского политехнического института. В 1932-м выпускника ИХТИ направили в Дзержинск Горьковской области на Чернореченский химический завод, который в те годы был огромной опытной площадкой зарождающейся отечественной химии.

В первые дни войны Государственный комитет обороны поручил заводу наладить производство противотанковой самовоспламеняющейся жидкости «КС», разработанной в одном из московских НИИ. Впоследствии она стала известна в народе как «коктейль Молотова».

Наспех организованное производство то и дело давало сбои, были человеческие жертвы – грозное оружие создавалось высокой ценой. При охлаждении способность «КС» к воспламенению снижалась, а при минус 15 градусах жидкость просто превращалась в лед. Необходимо было сделать ее незамерзающей. Это задание Григорий Стронгин получил вместе с новым назначением – возглавить центральную заводскую лабораторию.

Первый реактор взорвался при испытаниях

Вот как вспоминал о том далеком времени сам Григорий Михайлович: «Шел двенадцатый день войны… Я собрал всех сотрудников лаборатории, рассказал о задании, срок исполнения которого – не более трех месяцев. Стали прикидывать варианты, разделились на две смены, каждая работала по двенадцать часов. Состояние души было тягостное…»

Решение было найдено неожиданно. Как-то Стронгин машинально взял с полки брошюру о полимерах, и ему пришла мысль: попробовать ввести полимер, ведь он замедляет кристаллизацию. «Прямо под открытым небом построили установку с маленьким металлическим реактором, провели полимеризацию. Полученную смесь разлили по бутылкам и – в холодильник. Не замерзает!»

Следующий этап – испытание на самовозгорание. На специально оборудованном полигоне, где, в частности, находилась ванна с водой, чтобы можно было броситься в нее в случае неожиданного возгорания одежды, начали бить бутылки с новым вариантом «КС». «Какое огромное чувство радости мы испытали, увидев, что получилось жидкое, незамерзающее и самовозгорающееся при низких температурах вещество… Из списанного оборудования сотворили первую модель реактора, предусмотрительно сделали ее в отдельном помещении, отгородив кирпичной стеной с окном для наблюдения. Неожиданно температура в котле начала быстро расти – раздался взрыв. Решили делать вторую установку – реактор непрерывного действия, в котором компоненты смешивались бы постепенно. Через двое суток поняли – это и есть надежный путь. В первых числах октября мы сдали первую промышленную партию представителям Главного военного химического управления, и противотанковая жидкость начала бесперебойно поступать на фронт. Ей дали новое название – «КСТ», – вспоминал Григорий Стронгин.

Как потом писали военные историки, в битве под Москвой с помощью «КСТ» были уничтожены сотни танков противника. Безотказно действовала смесь и в суровую зиму под Сталинградом. Участники боев рассказывали, что достаточно было одной бутылки, брошенной меткой рукой, как из люка танка, объятого пламенем, выскакивали фашисты, поднимали руки и сдавались в плен. В феврале 1942 года Стронгина за создание и отработку технологии «КСТ» наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Импортозаместили лекарство от туберкулеза

Не менее плодотворным был и период восстановления народного хозяйства, перевод завода на выпуск мирной продукции. Так, в 1947 году народное хозяйство страны получило надежный препарат для борьбы с миллиардными полчищами саранчи, которая опустошала поля, уничтожая урожай. Руководители этой работы, в том числе и выпускник ИХТИ, были удостоены Сталинской премии.

Вскоре остро встал вопрос об укрощении туберкулезной болезни с помощью эффективного медицинского препарата – ПАС-натрия. Препарат поступал из-за рубежа, платили за него золотом. На дзержинском заводе предложили способ получения ценного лекарства из отечественного сырья и наладили его производство. В сентябре 1950 года Стронгин вновь становится лауреатом Сталинской премии.

Кандидат технических наук – автор почти 500 изобретений, усовершенствований, рацпредложений. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и двумя орденами «Знак Почета». Более полувека отдал работе на заводе, который теперь называется производственным объединением «Корунд». В честь почетного гражданина Дзержинска Григория Стронгина на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here