Смысл заповедей доносят через сказки
В храме Воскресения Словущего священники нередко читают прихожанам проповеди собственного сочинения.

Сегодня «Ивановская газета» направит читателей в Ермолинскую пустынь, познакомив с храмом Воскресения Словущего. Церковь эта, хотя и ведет свою историю из XVII века, никак не связана ни с явлением чудотворной иконы, ни с житием святого подвижника и праведника. Тем не менее сюда приезжают паломники из многих регионов России и даже из других стран.

 О пожертвованиях говорила часовня-столб

Православных верующих это место привлекает своей намоленностью, ибо со дня возведения первого храмового строения служба здесь не прекращалась ни на один день. Писцовые книги, дошедшие из старины, повествуют о том, что Ермолино с находящейся в нем церковью в Смутное время разорили польско-литовские захватчики. Но стараниями владельца этой вотчины, Ивана Казимирова, и село, и храм восстановили из руин.

Как пишет один из бывших настоятелей прихода отец Антоний (Логинов), каменное здание, сменившее деревянную постройку, в середине XVIII века на собственные средства воздвигал помещик Пётр Быков, получивший Ермолинское поселение во владение в приданое за женой Екатериной Сергеевной, урожденной Казимировой. Но в 1823 году на помещичьей кухне произошел пожар, переметнувшийся на дома приходских людей и на само церковное строение.

Возрождали храм к жизни всем миром. У самой дороги построили часовню-столб, чтобы проезжающие мимо погорелицы могли пожертвовать кто сколько мог на ремонтные нужды. Устроением нового иконостаса занимались местные мастеровые, например крестьянин Александр Петров из деревни Ведилово.

Ответы на этнографическую «перепись» стали художественным произведением

1847 год был ознаменован для храма Воскресения Словущего событием, которое, можно сказать, определило духовно-просветительский характер всей его последующей жизни. В то время Русское географическое общество в рамках этнографической программы собирало сведения о быте простого народа. Батюшкам на местах рассылали вопросы о бытовом укладе сельской глубинки, об особенностях местного языка и народных преданиях. Священник ермолинского прихода Капитон Розонов, отвечая на них, отобразил в своем сочинении не просто сухую статистику, взятую из архивных документов, но создал настоящее художественное произведение.

Читайте также  Ивановским айтишникам будет проще получить льготную ипотеку

К примеру, отмечает отец Антоний (Логинов), отличительные особенности местного говора священник передал на страницах своего рассказа через живые диалоги ермолинских крестьян. Более того, воссоздавая эпизоды взаимоотношений между жителями села, батюшка проявил блистательный талант писателя-психолога.

Как оказалось, этот документально-художественный труд отца Капитона был не единственной пробой пера. В отличие от иных священников, читавших проповеди по специальной книге, Розанов обращал к прихожанам собственные сочинения, которые потрясали верующих искренним и эмоциональным словом. Глубоко тронутые речью батюшки, крестьяне выражали свои восторженные чувства, как умели: «Ты сегодня что нам читал, мы сроду не читали, а служба та у те яка, кормилец, какая – каждое слово так всякому в рот кладешь».

Это стремление к духовно-просветительской деятельности определяло характер служения и последующих священников церкви Воскресения Словущего. Настоятель Дмитрий Лебедев, начавший службу в 1891 году, по примеру предшественника читал прихожанам проповеди собственного сочинения, открыл в своем доме школу грамоты для крестьянских ребятишек.

Преемником благих начинаний стал и Константин Орлеанский. Он, при финансовой поддержке богатого купца Николая Щапова, обустраивает в Ермолине церковно-приходскую школу и сам является в ней заведующим и законоучителем.

Ключи от церкви спрятали в лесу

Стихия революционных бурь безжалостно расправлялась с духовенством, громила и разоряла материальную часть храмов и монастырей. В 1921 году губкомовская власть направила специальную комиссию по изъятию церковных ценностей и в Ермолино. Ее представители, узнав на месте о скоропостижной смерти отца Константина, цинично заявили: «Скажите спасибо, что поп вовремя ноги убрал, а то бы ему показали».

«Показали» губкомовцы уже другому священнику: в 1935-м по сфабрикованным обвинениям был репрессирован Иоанн Рябинин. Осенью того же года после длительной отсидки за антисоветчину в село прибыл игумен Алексий (Разумеев), молитвы и активные действия которого впоследствии уберегли ермолинскую церковь от закрытия.

Читайте также  Александр Семененко: "Вместо садика тайком ходил в школу"

Случились эти события в начале войны: очередные уполномоченные от властей явились в Ермолино, чтобы раз и навсегда покончить здесь с «опиумом для народа». Отец Алексий, предчувствуя возможное бесчинство, отправил старосту храма в лес, где тот надежно спрятал ключи. Красные ликвидаторы всё же поостереглись взламывать церковные двери, но приказали местным активистам сбросить на землю колокола.

Батюшка, спасший родную церковь от разорения, обрел неколебимый авторитет у местных жителей. В годы военного лихолетья в одной упряжке с осиротевшими женщинами он вскапывал под огороды землю, убирал урожай, выполнял трудоемкие работы, требующие приложения мужской физической силы. Не один раз в беседах с прихожанами отец Алексий предсказывал, что пройдут годы и в Ермолине будет основан монастырь.

Царь-лягушонок не стал счастливым, покинув болото

Предвидение игумена подтвердилось спустя почти полвека, когда настоятелем прихода стал отец Антоний (Логинов). Под его руководством сначала образовалась община православных христиан, а в 1998 году архиерей владыка Амвросий благословил братию на открытие монастыря. Ермолинский священник был твердо убежден в том, что возрождаемая им сельская обитель, «способна претерпеть любые испытания» (цитата из статьи игумена «Слышание Бога»).

Нынешний настоятель церкви Воскресения Словущего – отец Варлаам (Борин) – в одной из своих проповедей также размышляет о мере нашей любви к Богу, который сам есть Любовь. Без этого, по словам священника, не мыслится жизнь земная, вот потому «все отношения живых существ в мире видимом, да и невидимом тоже, основаны на любви».

Смысл заповедей доносят через сказкиНастоятель монастыря игумен Варлаам Борин – в прошлом квантовый радиофизик.

В прошлом Борин – перспективный квантовый радиофизик, окончивший аспирантуру Ленинградского электротехнического института, успешно занимался научно-исследовательской работой в лаборатории медицинской кибернетики. Но глубоко уверовав в Господа, оставил все блага цивилизации и принял монашеский постриг. Вот уже не один десяток лет столичный ученый проживает в селеньице, куда еще не добралась газификация, нет горячей воды и прочих бытовых удобств.

Читайте также  Иван Дятлов из Ивановской области победил в суперфинале белорусского шоу "Фактор.by"

Когда я беседовал с отцом Варлаамом, меня не оставляла мысль о том, что его судьба –
редкостное явление в нашем прагматичном мире. В миру он мог бы добиться самых высочайших высот и в науке, и в литературе, но добровольно отошел от мирской суеты. Сам игумен убежден, что избранное им монашество дает ему ощущение полноты жизни, открывает возможность существовать по законам духовным, главный из которых – «Возлюби!».

Именно эта заповедь определяет содержание не только проповедей, но и художественных сочинений отца Варлаама – притчей, сказов и сказок, которые предназначены как детям, так и взрослым. Через образы-аллегории батюшка-писатель тем, кто открывает его книги, помогает понять, что любовь в нашей жизни превыше всего. Так, один из сказочных героев – амбициозный лягушонок – осуществил то, к чему стремился: наконец-то покинул надоевшее ему болото, стал царем, получил неограниченную власть над подданными, но счастья не познал. Напротив, затосковал по потерянной любви. Ощущение гармонии жизни пришло к нему в тот час, когда он вновь обрел свою возлюбленную и вместе с нею вернулся в родное болото.

Следуя духовным заповедям, монашеская братия из Ермолинской пустыни принимает в обитель людей с неустроенной судьбой, неприкаянных, без денег, без семьи, без дома. Здесь никогда не обличают пришедших к ним за спасением, не критикуют за недостатки – просто протягивают руку помощи и радуются, если удается направить заблудшего на путь истинный.

За годы существования Свято-Воскресенского монастыря всё шире и шире разрастается тропа, когда-то проложенная к нему первыми паломниками…

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here