На отлов бездомных собак столько денег еще не выделяли
В 2022 году областной бюджет выделил на отлов бродячих собак, стерилизацию, вакцинацию беспрецедентную сумму – 10 млн рублей. Отлов животных в Ивановской области могут вести пять компаний, одна из которых недавно оказалась в центре громкого скандала. «Агроснаб» зоозащитники назвали «концлагерем для собак».
К питомцам не пускали неделю
«Агроснаб» занимается отловом безнадзорных собак в Ивановском районе второй год. В Балахонках у них в собственности собачий приют с вольерами, будками, медпунктом и местом выгула. Однако во время объявления в районе африканской чумы свиней владельцы вынуждены были искать новое место для временного размещения отловленных собак и арендовали здание с 200 квадратными метрами территории в промзоне Иванова: поставили 10 будок на улице и 20 клеток в помещении для содержания животных в послеоперационный период.
На улице приюта «Агроснаба» 10 будок.
«Всё началось с того, что 26 ноября отловили двух моих подопечных псов в Лесном, – рассказала общественный зооинспектор Росприроднадзора Марина Куклева. – Я стала их искать и вышла на «Агроснаб». Целую неделю добивалась права посетить своих питомцев и посмотреть на условия содержания, а когда приехала, была в шоке».
По мнению зоозащитницы, компания не имеет права заниматься отловом: собаки, по ее словам, содержатся в тесных клетках, без достаточной еды, ходят под себя, мерзнут… Претензии были и к качеству проводимых медицинских манипуляций.
«Согласно закону «Об ответственном обращении с животными», приюты размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях, – уверяет общественница. – Содержание отловленных собак в местах и пунктах временного содержания, не являющихся приютами для животных, запрещается. Это место приютом не является, а значит, «Агроснаб» не имеет права участвовать в конкурсах по отлову и содержанию безнадзорных животных, осваивая бюджетные деньги».
В тесных ящиках без отопления
«Здесь у нас только временная передержка, – пояснил руководитель приюта Максим Ершов. – Агрессивных собак мы отвозим на постоянное содержание в приют в Балахонках, остальных после стерилизации выпускаем в место отлова. Мы не скрываемся, не делаем ничего противозаконного и готовы встретиться с жалобщиками для конструктивного диалога».
По словам Ершова, отлов безнадзорных животных – не основная деятельность «Агроснаба», и пока, возможно, у них не всё идеально, но собаки сыты и здоровы. С кормами помогает союз фермеров, под эгидой которого и существует проект с приютом.
По вопросам медицины сотрудничают с частными ветклиниками. Отопления в здании нет, но работают электрорадиаторы. Наличие двух собак в одной клетке работники объясняют временной мерой и возможной только при изъятии собак из одной «стаи».
Некоторым собакам приходится делить клетку с сородичем.
«Всё, за что нас штрафуют, «Агроснабу» сходит с рук, – утверждают руководители других ивановских приютов, «Майский день» и «Добрый дом». – У них нет совершенно никаких условий, собаки постоянно закрыты в тесных ящиках. Кроме того, неоднократно к нам попадали звери с бирками «Агроснаба» с загнившими швами и даже беременные: то есть собаке перевязали трубы без удаления матки и яичников».
На середину декабря, по словам Максима Ершова, контракт по отлову исполнен в полном объеме. Теперь руководство «Агроснаба» намерено устранить нарушения, выявленные надзорными органами: установить дополнительные будки и организовать собакам возможность относительно свободно бегать вне клеток.
Во избежание повторного обвинения в «выпуске собак с неснятыми швами» принято решение не использовать больше рассасывающиеся хирургические нити и выпускать животное только после процедуры полного удаления репродуктивных органов и снятия швов.
Отловом может заниматься кто угодно
По информации областной службы ветеринарии, деятельность по обращению с животными без владельцев в регионе осуществляют пять компаний: «Майский день», «Добрый дом», приют для животных «Шуйские хвостики», «Экосервис» и «Агроснаб».
Это направление лицензированию не подлежит, и, в принципе, заниматься им может любое юридическое лицо, готовое выполнить ряд требований. Надзирает за компаниями региональная служба ветеринарии, а контролируют – органы местного самоуправления и прокуратура.
«За нарушение требований закона «Об ответственном обращении с животными…» владельцы и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность, – говорится в ответе службы ветеринарии на запрос редакции. – Однако до настоящего времени в КоАП не внесены статьи для привлечения к ответственности в случае нарушения вышеуказанного закона». Надзорные органы могут наказывать лишь по смежным нормативным актам – например, за санитарные нарушения.
Прошлым летом природоохранная прокуратура поделилась результатами первой массовой проверки ивановских приютов для животных. Нарушений было много, и практически у всех.
По информации региональной ветслужбы, наиболее часто встречающиеся недостатки в работе организаций по отлову и содержанию безнадзорных животных: отсутствие выгульных площадок, недоработки в организации ветеринарного пункта, отсутствие кормокухни, дезинфекционных ковриков… А в 2022 году, напоминают ветеринары, введен мораторий на проверки.
До суда дошло только одно дело. В марте Ленинский районный суд в Иванове по иску межрайонного прокурора обязал «Экосервис» в течение шести месяцев привести приют для животных, расположенный в Ивановском районе, в 500 метрах юго-западнее Волжанки, в соответствие с законодательством. Прокуратура вместе со службой ветеринарии установили, что содержание животных здесь фактически осуществляется в пункте передержки.
Лекарство для усыпления подорожало в три раза
В 2022 году областной бюджет выделил муниципалитетам на отлов бродячих собак, стерилизацию, вакцинацию и выпуск в среду обитания беспрецедентную сумму – 10 млн рублей. Прошлогоднее финансирование она превышает более чем в три раза. Кроме того, изменилась и сама методика расчета выделяемых средств. Ранее финансирование зависело от численности населения в районах, а теперь – от численности бездомных животных.
Контракты по отлову бродячих собак, по информации службы ветеринарии, в 2022 году заключались всеми муниципалитетами, кроме Палехского и Юрьевецкого. На 9 декабря мероприятия проведены в отношении 353 особей.
«Не все муниципалитеты прислали нам отчетные документы по отлову, – уточнил начальник областной службы ветеринарии Евгений Курочкин. – К тому же отчитываться перед нами муниципалы должны только по областным субвенциям. Но некоторые из них добавляют на отлов собак деньги из своих бюджетов, поэтому невозможно оценить полный объем проделанной работы по безнадзорным собакам».
Ивановские власти, например, к почти 2 миллионам рублей из областного бюджета «на отлов» добавил «Майскому дню» 4,5 млн из городского. В первых числах декабря мэрия отчиталась об отлове с начала 2022 года около 400 собак из 1500 бесхозных особей.
Ивановский район 15 августа заключил с «Агроснабом» контракт в размере 1,2 млн рублей на отлов, стерилизацию и выпуск 61 животного.
Таким образом, одна отловленная собака обходится бюджету в 16-20 тысяч рублей.
Из чего же складываются затраты? Это нам пояснил отловщик «Агроснаба» Василий Частухин. Лекарство для усыпления при отлове летом подорожало с 3,8 тысячи до 11-15 тысяч рублей (хватает на 10 «плевков»-дротиков), шприцы отечественные стоили 13 000 рублей за 50 штук, процедура стерилизации для кобеля стоит около 1000 рублей, суки – 1700. Таким образом, процедура отлова (зарплата, лекарства, бензин) стоит 4000 за особь, выпуск – 500 рублей.
Питание за счет отходов может удешевиться до 100 рублей в день на собаку (в среднем два литра на животного). Плюс необходимые лекарства, сено, мешки… Наркоз сейчас приюты достают, как могут, по своим личным каналам (летом было совсем тяжко).
…По закону, собаки должны выпускаться через 24 дня в место отлова, поэтому если их выловили у больницы или детсада, туда они и вернутся. И исключить агрессию у таких животных впоследствии нельзя.
«Если на вас напала стая, по возможности нужно встать спиной к стене, забору, отмахиваться сумкой впереди себя и кричать, – советует Василий Частухин. – Если собака одна, достаточно просто застыть на месте. Собаки плохо реагируют на неподвижные предметы».