Подготовка к боевому вылету на Берлин.

По инициативе нашего земляка, командующего морской авиацией Военно-морского флота СССР Семёна Жаворонкова, в августе 1941 года советская авиация начала бомбить Берлин.

«Зачем вы связались с русскими?»

Срочную службу автор этих срок проходил в военно-морской авиации. И мы, матросы технической части авиаполка, очень гордились тем, что именно летчики Балтийского флота провели одну из самых известных операций в истории военно-морской авиации СССР. 15 советских бомбардировщиков ДБ-3 первого минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады ВВС, базировавшегося на островах Моондзундского архипелага, под командованием Евгения Преображенского сбросили на Берлин первые бомбы. Это было ответом на бомбардировки гитлеровской авиации Москвы 22 июля.

Затем на столицу Германии было совершено еще девять налетов. И это при том, что министр пропаганды Йозеф Геббельс кричал на весь мир, что советская авиация разгромлена, а главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг ему вторил: «Ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха!».

Боевые полеты вглубь немецкой территории стали своего рода предупреждением фашистам об ожидающем их в будущем возмездии. Было сброшено 311 бомб общим весом 36 тонн (примерно столько же британская авиация сбросила на Берлин за весь 1941 год).

Домохозяйки из Берлина еще в самом начале войны писали своим мужьям на фронт письма, подобные этому: «Дорогой мой Эрнст! Война с Россией уже стоит нам многих сотен тысяч убитых. Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно… Зачем вы связались с русскими?»

С 11 лет работал на текстильной фабрике

Мало кто знает, что инициатором этих бомбовых ударов на столицу Германии был наш земляк, генерал-лейтенант (впоследствии маршал авиации) Семён Жаворонков. Он родился 11 (23) апреля 1899 года в деревне Сидоровской Кинешемского уезда Костромской губернии (в 1930 году вошла в состав Вичуги).  

С 1910 года Семён Жаворонков работал на текстильной фабрике. В 1917-м вступил в РСДРП (б), в июле – создал и возглавил Вичугский союз рабочей молодежи. В сентябре того же года вступил в Красную гвардию. Участник Гражданской войны.

Семён Фёдорович получил образование в Военно-политической академии РККА, закончил также курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии,  военную школу летчиков, а в 1936 году – оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Жуковского. Занимался политической работой в Красной Армии, был комбригом, заместителем командующего Военно-воздушными силами Тихоокеанского флота.

С мая 1939 года наш земляк был назначен начальником авиации Военно-морского флота. В этой должности встретил Великую Отечественную войну. Современники о нем говорили, что этот человек обладал редкими организаторскими способностями, был смел и решителен.

Ориентация на воздушные потоки

В армии я исполнял обязанности секретаря комсомольской организации полка. И как-то по инициативе командира части была организована встреча членов ВЛКСМ полка с ветераном войны, техником-авиатором, готовившим самолеты для полета на Берлин (к сожалению, его фамилия не сохранилась в моей памяти). Но я хорошо запомнил его рассказ о том, что долететь до Германии нашим пилотам помогали воздушные потоки, прогнозируемые метеослужбой морской авиации Балтийского флота. До войны внедрил эту службу опять-таки Жаворонков.

«Берлин содрогается от разрывов бомб …»

За разработку и руководство операцией по бомбежке Берлина Семён Фёдорович был награжден орденом Красного Знамени.

Жаворонков руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага. Только для прикрытия Дороги жизни, проложенной по льду Ладожского озера, летчики-балтийцы произвели около 8 тысяч вылетов.

При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником над морем – крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. Это сразу принесло ощутимые результаты. Только во второй половине 1943-го было совершено 95 таких вылетов, потоплено 19 судов и 6 повреждено. Такая успешная тактика охоты за транспортом противника продолжалась до конца войны. С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем.

Обеспечил безопасный перелет Рузвельту и Черчиллю

В феврале 1945 года состоялась Ялтинская конференция глав великих держав: США, Англии и Советского Союза. Среди главных обсуждаемых вопросов – безоговорочная капитуляция Германии. Однако изначально о встрече в Крыму речи не было. Президент США предлагал для места встречи Северную Шотландию, Кипр, Афины или Мальту, премьер-министр Великобритании – Александрию или Иерусалим.

Ключевым вопросом был «А как добраться до Крыма?» — ведь война еще продолжалась. Но лидер СССР был непреклонен: «Встреча должна пройти на советском черноморском побережье». А добраться до Ялты Сталину помогли  пилоты Военно-морской авиации под командованием Семёна Жаворонкова. Именно он по заданию советского правительства обеспечил и перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции. 

«Берлин содрогается от разрывов бомб …»Участникам исторической встречи в Ялте дорогу в Крым обеспечивал наш земляк.

После войны Семён Фёдорович руководил гражданской авиацией СССР. За боевые и гражданские заслуги перед Родиной он был награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами  Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I-й степени, орденом Нахимова I-й степени, орденом Кутузова II-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями и именным оружием.

По состоянию здоровья Жаворонков был переведен в запас с ноября 1959 года. И с этого времени он не раз бывал на своей малой родине. Один из его приездов совпал с моей командировкой в Вичугу (я тогда работал корреспондентом областной молодежной газеты «Ленинец»). Семён Жаворонков вместе со знатной текстильщицей, Героем Социалистического труда Марией Виноградовой в клубе фабрики имени Ногина тогда встречался с молодежью города. А когда знатные гости уже собирались уезжать, я их попросил сфотографироваться с комсомольцами. Снимок впоследствии стал историческим и обошел немало изданий. 

«Берлин содрогается от разрывов бомб …»Семён Жаворонков и ткачиха Мария Виноградова среди комсомольцев Вичуги (фото автора)

Семёна Жаворонкова не стало 8 июня 1967 года. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here