Ночлежка в 1910 году открылась в этом ивановском здании на улице Плетнёвая.

С отменой крепостного права в России стало распространяться такое явление, как отходничество. Крестьяне стремились в города в поисках сезонного заработка, однако везло не всем: многие, оставаясь без крова и денег, начинали скитаться в поисках пропитания. И в крупных промышленных центрах появились первые ночлежные дома… 3 февраля исполнилось 130 лет с выхода постановления Иваново-Вознесенской городской думы об открытии такого приюта.
Первая ночлежка соседствовала с казачьими казармами

Вопрос о необходимости открытия в Иваново-Вознесенске заведения такого рода встал еще в декабре 1884 года. Тогда городской глава Яков Гарелин доложил собранию: «Ввиду сокращения работ на фабриках в Иваново-Вознесенске масса пришлых людей остается без занятия и пристанища, незначительная часть их возвращается на родину, а остальные пропитываются наемной работой и в ночную пору, не имея ночлега, прибегают к воровству и другим проступкам как к средствам добыть себе приют и кусок хлеба. Такое положение угрожает общественной безопасности».

Указав на необходимость открытия ночлежного дома, Гарелин поручил создать особую комиссию. Среди поступивших в нее предложений было заявление от купца Дмитрия Бурылина о размещении ночлежки в принадлежащем ему трехэтажном доме, способном вместить от 150 до 200 человек, с условием аренды 200 рублей в год на десять лет.

Но выбор после многолетних обсуждений пал на дом Скорынина у Шодчинского моста (так называлась переправа через ручей в районе пересечения нынешних улиц Станко и Маяковского). В этом доме, кроме всего прочего, размещались казачьи казармы. Сейчас ни его, ни ручья с мостом, не существует.

На собранные с фабрикантов средства ночлежный дом отремонтировали и снабдили всем необходимым. Его смотрителем назначили Николая Акципетрова. 3 февраля 1893 года в купеческом клубе любителей драматического искусства состоялся спектакль – вырученные средства пошли поровну на содержание городской общественной библиотеки и ночлежного дома.

В областном архиве в фонде городской управы сохранились отчеты о расходах на содержание ночлежного дома. Так, из документов за 1893 год следует, что ежедневно его посещали от 20 до 47 человек, то есть примерно 850 человек в месяц. Кроме крыши над головой посетителю предлагали чай с сахаром и ржаной хлеб.

120 бочек цемента и 245 000 кирпичей

До настоящего времени почти в первозданном виде сохранилось здание нового ночлежного дома, выстроенное в 1910 году (состояние старого помещения признали ненадлежащим). Участок располагался вблизи старой дороги в направлении Кохмы позади земской больницы (сейчас эту территорию занимает городская больница № 3). Место было удобным: здесь могли и провести необходимую дезинфекцию, и оказать врачебную помощь.

Всего на строительство ночлежного дома по проекту городского архитектора Напалкова затратили 245 375 кирпичей и 120 бочек портландского цемента. Внутри помещения были сложены русские печи, в том числе специальные – для просушки одежды, установлены чугунные эмалированные писсуары…

Вот как описывал тамошние условия анонимный автор газеты «Ивановский листок»: «Помещение городского ночлежного дома невелико, оно рассчитано на 96 человек. Этот дом, прозванный почему-то его обитателями «Батутом», состоит из двух больших, длинных, параллельно расположенных высоких комнат с большими окнами и с довольно опрятной чистотой. Потолок и стены чисто выбелены. В каждой комнате с бетонным полом рядами расставлены окрашенные желтой краской нары – каждая на четыре человека, на стене висят два термометра, образ с лампадкой и два больших фонаря, в углу стоит кадка с водой и ковш – вот обстановка бесплатного приюта для неимущих людей. Эти две спальни сообщаются коридором с теплым клозетом, где имеется четыре крана для умывания и печь, которая и нагревает, и вентилирует клозет. Коты – как называли в городе бродяг, воришек и спившихся людей, были частыми гостями ночлежного дома».

Жаль, Горький здесь не был!

Живой иллюстрацией жизни ночлежных домов может служить известная пьеса Горького «На дне», написанная на рубеже 1901-1902 годов. Среди ее главных героев – картежник, спившийся театральный актер, промотавший состояние дворянин… Судя по рассказу автора «Ивановского листка», свои «герои» были и в Иваново-Вознесенском ночлежном доме.

«Вот, например, стоит атлетически сложенный молодой человек, почти красавец, одетый в серую, совсем еще новую щегольскую пару. Сравнительно недавно он служил машинистом на Владикавказской железной дороге и во время служебных недоразумений с начальником станции вышиб ему два зуба, за что и уволен с приказом. Рядом с бывшим машинистом, опершись на окно, стоит раскосый бородатый субъект в дьячковском полукафтане, которого ночлежники именуют батюшкой. Перед отверстием печки, присев на корточки, дюжий рыжий детина крошит в стоящий в печи горшок с кипящей водой белый хлеб. Этот рыжий геркулес сначала был грузчиком, разгружал на широкой матушке Волге пароходы, потом судьба закинула его в Иваново на фабрику. Но возлюбил детина превыше всех благ земных водку, лишился места на фабрике и попал в «коты», сделался завсегдатаем ночлежки. Вот перед нами высокий худощавый мужчина с очень симпатичным лицом – обладатель незаурядного баса. Профессия этого человека – золотильщик по дереву. По 15 рублей в неделю зарабатывал золотильщик, да вышла у него благодаря жене какая-то семейная драма, заныло сердце у человека, не совладал он со своим горем, запил и таким образом дошел до ночлежки…»

В Иваново-Вознесенском ночлежном доме случались истории, которые могли бы стать сюжетом для рассказа или пьесы. В целом же постояльцы жили дружно, хотя и не обходилось без драк, которые вовремя разнимали сторожа-смотрители.

После революции здание ночлежного дома переоборудовали под конюшни, а после Великой Отечественной войны стали использовать под бараки для горожан. Сейчас в помещении бывшей ночлежки размещается частный мебельный цех.

К 1914 году ночлежные дома существовали во многих городах Российской империи, но в большинстве случаев без специальных постановлений и уставов, регламентирующих их жизнь. А вот в Ярославской губернии городская управа 1 декабря 1884 года издала особые правила для ночлежных домов.

  • Прием ночлежников производился с 1 октября по 1 марта – с 6 до 8 часов вечера, в марте, апреле, августе и сентябре – с 7 до 9, в мае, июне и июле – с 8 до 10 часов вечера. Оставляют же ночлежники приют между 5–6 часами утра, за исключением периода с 1 октября по 1 марта, когда они могли задержаться до 7 утра.
  • На ночлег принимаются мужчины и женщины без различия звания.
  • В нетрезвом виде никто не допускается.
  • Переход ночлежников из мужского отделения в женское и наоборот запрещен.
  • Главное обязательство для ночлежников – тишина и спокойствие, нарушители немедленно удалялись.
  • Всякие игры, пение, кроме общей молитвы, запрещены.
  • Курить табак в жилых помещениях ночлежного дома строго воспрещалось.
  • Источник

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here