ЕГЭ по новым правилам
По оценке экспертов, сдать Единый государственный экзамен теперь будет сложнее.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) анонсировал серьезные изменения в единый госэкзамен. Теперь выпускники 11-х классов должны будут написать ЕГЭ по истории и обществознанию за 180 минут вместо 235, грамотно ответить на письмо воображаемого заграничного друга на экзамене по иностранному языку, владеть теорией вероятности.
Последние элементы “угадайки” уходят в прошлое

Изменения в существующую версию ЕГЭ эксперты ФИПИ анонсировали еще в 2020 году: тогда появились так называемые “Перспективные модели-2022”. В минувшем августе институт опубликовал демоверсию нового проекта ЕГЭ, в котором авторы учли мнения и пожелания коллег на местах.

Перспективные модели, по мнению экспертов, были сыроватыми. Например, авторы предложили на обществознании перемешать задания первой и второй части.

“Ребенку пришлось бы переходить с первого бланка ответов на второй, а в условиях стресса это не пустяк. И мы тогда предложили, чтобы они эту мешанину убрали. И, что важно, наше предложение услышали на федеральном уровне”, – рассказала “ИГ” зампредсед предметной комиссии Ивановской области по обществознанию, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Университета непрерывного образования и инноваций Ирина Аверьянова.

Одно из самых существенных изменений в опубликованной демоверсии – отказ от последних “угадаек” – именно за это представители общественности еще в начале 2000-х больше всего критиковали инициаторов внедрения ЕГЭ. Сейчас противники единого госэкзамена лишаются последних аргументов: заданий, где нужно выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных, больше не будет.

ЕГЭ по новым правиламЕГЭ полностью очистят от “угадайки”

В частности, от “угадаек” избавляется история, где еще в 2021 году были задания, связанные с выбором ответов. Выпускнику предлагался текст, который он должен был проанализировать и выбрать из предложенных шести вариантов три верных. При удачном стечении обстоятельств ученик мог угадать эти три варианта. Теперь же в заданиях из предложенных утверждений правильным может быть любое количество – все, ни одного, три, четыре…

Точно такое же нововведение планируется и в физике: там множественный фиксированный выбор уходит сразу из трех заданий в первой части, а во второй разработчики убрали расчетные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом.

Читайте также  Путешествия станут безопаснее

В математике, по словам председателя региональной предметной комиссии Евгения Власова, от “угадайки” в ее самом примитивном варианте – с выбором ответа – составители ЕГЭ отказались почти десять лет назад. Но в первой части оставались задачи, проверяющие умения использовать математические знания в практической и повседневной жизни – так называемые задачи на семь секунд. “Это были текстовые задачи, я их называю “задачки о сырках”. У человека 100 рублей, сырок стоит 5,40. Цена сырка выросла на 10%. Сколько человек сможет купить сырков в итоге? Такие задачи решали большинство ребят – около 80%”, – отметил Евгений Власов.

Таких задач в КИМах (контрольно-измерительных материалах) больше нет, вместо них авторы демоверсии добавили задачу на функции и теорию вероятности.

Однако однозначно говорить о том, что новый вариант ЕГЭ после отказа от текстовых задач станет сложнее, по словам Власова, нельзя: все дети разные. У определенного процента выпускников они вызывали трудности из-за того, что на экзамене нельзя пользоваться калькулятором – все вычисления делаются вручную.

В английском языке “угадаек” не было никогда, но теперь выпускники должны будут подтвердить уровень владения английским, написав письмо иностранному другу с соблюдением всех стилистических норм.

Над смыслом афоризма теперь можно не задумываться

Авторы демоверсии предлагают существенно сократить время написания экзаменов по обществознанию и истории – с 235 минут до 180. У экспертов есть сомнения, хватит ли школьникам времени на выполнение всех экзаменационных заданий. В обществознании, по словам Ирины Аверьяновой, уходят четыре задания с развернутым ответом из второй части (в частности, мини-сочинение), на которые ученики тратили много времени. Поэтому технически, с точки зрения составителей КИМов, сокращение времени имеет смысл.

Но экзамен, по мнению Ирины Аверьяновой, проще от этого не становится. Мини-сочинение на самом деле никуда не уходит, а становится частью одного из объединенных заданий: выпускники должны составить план, а потом написать развернутый ответ с элементами того же мини-сочинения.

До этого задание было альтернативным, то есть школьнику предлагались на выбор пять тем из разных блоков: “Человек”, “Экономика”, “Социология”, “Политология” и “Право”. Сейчас же тема дается только одна. И если раньше выпускник мог целенаправленно готовиться к мини-сочинению, выбрав одно из направлений, теперь ему придется одинаково хорошо разбираться во всех аспектах.

Читайте также  У просветителей из Ивановской области есть шанс стать обладателями премии «Знание»

И всё же, по словам Аверьяновой, некий реверанс в сторону учащегося разработчики новых КИМов делают: в одном из заданий, которое могло принести немало баллов, учащиеся должны были определить смысл афоризма, а затем работать по нему. Но если выпускник неправильно определял смысл, то у него обнулялись все остальные моменты – теоретическая часть задания, примеры. По новым правилам определять смысл афоризма не надо.

Задание по Великой Отечественной расширили

Из экзамена по истории авторы демоверсии также исключили творческое сочинение, которое требовало развернутого ответа либо на знание исторических процессов, либо отдельных исторических личностей. Это задание, по словам зампредседателя предметной комиссии Ивановской области по истории, старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин регионального Университета непрерывного образования и инноваций Ольги Прохоровой, предполагало творческий подход, умение анализировать и обобщать исторические факты.

“Для нас это стало неожиданностью. Сочинение было одним из самых интересных и творческих заданий, оно давало возможность заработать немало баллов. Его исключили, скорее всего, чтобы разгрузить КИМ и дать возможность включить другие задания, прежде всего по всеобщей истории”, – рассказала “ИГ” Прохорова.

И это задание, по мнению эксперта, будет одним из самых сложных, потому что ученик не только должен владеть огромным теоретическим материалом, но и уметь грамотно аргументировать свою позицию.

Также в экзамене по истории авторы демоверсии расширили задание по истории Великой Отечественной войны: вместо задания с кратким ответом разработчики предложили выпускникам дать развернутое обоснование. “20 век дети всегда знают хуже – слишком большой объем информации, много фактов. Но что касается Великой Отечественной войны, здесь сомнений нет. Если мы говорим о воспитании патриотизма, любви к родине, гражданственности, то делать это нужно только на исторических примерах”, – отметила Ольга Прохорова.

“Без математики пострадает интеллектуальный уровень детей”

Точечные изменения в задания ЕГЭ – это лишь верхушка айсберга, который начнет таять в 2022 году: эксперты в течение ряда лет говорят об отмене экзамена по базовой математике и введении обязательного ЕГЭ по иностранному языку и истории.

Читайте также  Комплекс строительства в правительстве региона возглавил Сергей Чесноков

И если обязательный английский большинство родителей поддерживают, так как российские школьники объективно знают язык хуже европейских сверстников, а его практическую необходимость трудно переоценить, то с историей всё сложнее. Многие уверены, что этот обязательный экзамен может помешать детям хорошо подготовиться к выбранным для поступления в вуз предметам.

По мнению Ольги Прохоровой, масштаб проблемы преувеличен. Сейчас выпускники сдают предмет на профильном уровне – и это действительно одно из самых сложных испытаний в системе ЕГЭ. Но если экзамен станет всеобщим, то разработчики, скорее всего, пойдут по пути разделения уровней на базовый и профильный, как в случае с математикой.

“Я за введение обязательного ЕГЭ. И никакой трагедии в этом не будет, просто нужно разделить уровни – профильный и базовый. Но знать отечественную историю должен каждый школьник”, – отметила Прохорова.

А вот перспектива отмены базовой математики вызывает у учителей сомнения. И если одни высказываются за снижение нагрузки на учащихся-гуманитариев, то другие опасаются, что отмена экзамена приведет к снижению общего уровня выпускников, которые не хотят поступать в технические вузы. 

По мнению Евгения Власова, математика – это гимнастика для ума. Она способствует развитию абстрактного мышления, которое необходимо не только технарям, а всем без исключения для общего развития личности. Но если убрать экзамен по математике, то интерес к ней сразу пропадет.

“Мы это проходили: как только из содержания экзамена по математике убрали геометрию, сразу же резко упало качество изучения предмета в школе, потому что на экзамене ее не спрашивали. Если убрать базовую математику, то гуманитарии сразу о ней забудут. И тут, на мой взгляд, пострадает интеллектуальный уровень детей”, – отметил Власов.

Демоверсию педагогическое сообщество продолжит обсуждать до 30 сентября. После этого эксперты ФИПИ уйдут в совещательный режим. Какие изменения, предложенные экспертами в регионах, они учтут, пока неизвестно.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here