Не ругайтесь при детях
Роль воспитательницы в налаживании отношений между малышами трудно переоценить.

Любая семья регулярно сталкивается с психологическими, экономическими, социальными трудностями, что приводит к возникновению разного рода конфликтов. Несовместимость взглядов, потребностей, интересов людей становится причиной их негативного состояния, враждебности. И это поведение взрослых копируют дети. Можно ли избежать конфликтов с участием малышей, не доводя их до хронического состояния?
Претензии воспитателю высказывайте без ребенка

Важно сказать о том, что разногласия в любом социуме неизбежны, потому что в нем бок о бок существуют люди с разными потребностями и интересами и, наконец, с разными индивидуально-психологическими и личностными особенностями. Поэтому важно научиться находить оптимальные варианты разрешения трудностей, задач и проблем, не ущемляя достоинства друг друга. А это не так просто.

Традиционный вопрос “кто виноват?” стоит заменить другим – “как нам быть?”. Следует почаще использовать юмор и всегда помнить, что спор должен вестись во имя единения.

Конфликтные ситуации могут возникать не только внутри коллектива на работе, но и везде, где есть коммуникация между людьми и расхождение интересов. Так же часто споры происходят и у детей, поскольку малыши имеют очень маленький опыт общения и нуждаются в поддержке со стороны взрослых.

У младших детей разногласия чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за распределения ролей в играх (кому, например, быть мамой в “дочках-матерях”), а в более старшем детсадовском возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты зарождаются по поводу соблюдения дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Не ругайтесь при детяхКонфликты среди детей часто возникают во время игр.

Также хочется сказать о дошкольных учреждениях. В общении там задействованы все стороны образовательного процесса: педагоги, родители, дети. В этой системе стоит выделить разногласия между взрослыми. Главное условие при решении данных конфликтов – полное изолирование ребенка, чтобы он не присутствовал при разговоре мамы и воспитателя, не играл никакую роль. Ребенок не должен принимать чью-то сторону, взрослым следует всё обсудить и решить без него. Иначе это крайне негативно влияет на становление его психики и психоэмоционального здоровья.

Читайте также  С улиц Иванова в 2022 году специалисты отловили более 400 собак

 Пример из практики  Зима. Дети пришли с прогулки. Педагог помогает раздеваться, напоминает повесить сырые варежки на батарею. Все дети просьбу выполнили, поскольку имеют опыт и делали это уже много раз. А один малыш не справился, потому что пришел в группу после долгого отсутствия. Педагог отвязала варежки на резинке и дала их воспитаннику, чтобы он повесил на батарею. Но ребенок, заигравшись, сунул варежки в карман куртки, и все про них забыли. Вечером пришедшая мама ожидала взять сухие варежки, одеть малыша и спокойно пойти домой. Но разгорелся конфликт с воспитателем. К счастью, взрослые пытались найти компромисс без участия детей. Ребенок не стал свидетелем споров, повышенных тонов в разговоре, не принимал ничью сторону. Всё удалось решить мирно. В ответ на проявленную агрессию педагог объяснила ситуацию и предложила надеть запасные сухие варежки, которые были в детском саду на такие случаи. Так момент позитивного ответа на негодование со стороны родителя помог двум взрослым людям прийти к компромиссу. Педагог дала понять, что отлично владеет ситуацией, улыбалась, с юмором и очень позитивно вела диалог. Всё разрешилось быстро. Прием позитивного ответа на агрессию сработал на отлично.

 Родители должны подавать детям пример позитивного общения, умения участников обоих сторон выслушать друг друга, найти компромисс, поблагодарить. Можно сказать, что агрессия – это просьба о любви. На негативные проявления нужно отвечать позитивным ответом.

Наша задача – помочь ребенку научиться общаться и справляться со сложными моментами. Малыш обязательно последует правильному примеру взрослых. Главное, показать ему, направить.

Не все малыши одинаково ловкие

Есть еще и общение между детьми, и здесь тоже немаловажную роль играет взрослый. В коллективе все ребята разные: есть подвижные и активные, а есть медлительные и спокойные. Поэтому возможности в игре у всех разные, а правила единые. Кто-то начинает справляться с предложенными заданиями быстро и ловко, кому-то нужно время для планирования своих действий, необходимо подумать. На этой почве возникают конфликты, поскольку многие не справляются с заданиями или делают что-то по-своему. Дети разделяются на группы по интересам и не всех берут в придуманную ими игру.

Читайте также  Иван Дятлов из Вичуги во второй раз покорил вокалом жюри шоу "Фактор BY"

Главную роль в установлении позитивного общения играет педагог. Он способен помочь малышам найти компромисс.

Малыши приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает вполне определенное отношение к себе с обеих сторон.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение одногруппников и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.

Разрешение конфликта – это:

 минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия

устранение причин, породивших конфликт

изменение целей участников ссоры

достижение соглашения по спорному вопросу.

 Не встревайте в ссору без необходимости

В детском возрасте спорных ситуаций великое множество и большинство ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого нельзя обойтись. Без особой необходимости в ссоры детей вступать не стоит. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера.

 Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из спорной ситуации, делая это на своем примере. Поэтому прежде всего родитель должен сам уметь вести себя и разрешать спорные ситуации.

Читайте также  В 2022 году в ивановские больницы устроилось рекордное число выпускников медакадемии

Для развития навыков общения вы можете использовать:

сюжетно-ролевые игры дома (в том числе и с наличием проблемной ситуации), где ребенок примеряет на себя роль какого-либо персонажа из сказки

имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс): пожалей друга, погладь куклу

 интерактивные игры (на взаимодействие): имитация беседы, диалоги между персонажами сказки.

психогимнастика (тренировка эмоций: рисуем улыбку и улыбаемся)

чтение и обсуждение художественных произведений

просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий.

 Спокойное разрешение спорной ситуации должно стать нормой для всех участников общения. Ребенку необходимо ощущать поддержку со стороны взрослого, будь то педагог или сам родитель. Видя позитивный пример взрослых, малыш быстро научится им подражать и сможет решать конфликтные ситуации спокойно и позитивно, искать выход самостоятельно.

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here