Молодежь стремится к современной технике.

Через год колледжи страны перестанут готовить учащихся по целому ряду специальностей. Не поторопилось ли Министерство просвещения?

И вышивальщицы попали в черный список

С 1 сентября 2020 года, заявила на днях руководитель Министерства просвещения Ольга Васильева, из перечня специальностей и профессий, по которым обучают в колледжах, планируется исключить почти 100 устаревших позиций. Например, «Сушильщик в бумажном производстве», «Изготовитель эмалированной посуды», «Сборщик изделий электронной техники», «Ткач» и «Вышивальщица».

Вводятся новые: «Техническое обслуживание и ремонт биотехнических медицинских аппаратов и систем», «Аддитивные технологии» (с использованием 3D­-печати), «Мехатроника и мобильная робототехника»…

В концепцию нового содержания профессионального образования Минпросвещения закладывает механизмы, которые позволят получить «широкую» квалификацию. Например, «Мастер общестроительных работ» будет включать ранее отдельные профессии: бетонщик, арматурщик, каменщик. «Станочник» объединил фрезеровщика, токаря, сверловщика, шлифовщика.

Ольга Васильева называет и самые популярные сейчас (по конкурсам в колледжи) специальности: кроме айтишников, это «Ортопедическая стоматология», «Фармация», «Сестринское дело»… Вырос интерес к педагогическим направлениям: «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование».

К 2024 году в регионах будут созданы и не менее ста центров опережающей профессиональной подготовки. «Это очень дорогостоящий проект, на него мы планируем потратить 4,3 миллиарда рублей. Такой центр – это новый социальный лифт, объединяющий образовательные организации, работодателей и учащихся. И здесь целевая аудитория не только молодежь, но еще и «люди серебряного возраста». 14 регионов уже получили на этот проект субсидии из федерального бюджета», – говорит министр.

На токарей и фрезеровщиков уже не учат

«Процесс совершенствования учебного процесса и появления новых высокотехнологичных специальностей идет и в колледжах нашей области, – говорит замначальника департамента образования Владимир Лазарев. – К примеру, в 2018 году в соответствии с новыми госстандартами были определены 50 топ-профессий, необходимых региону и стране. В учебных программах появились семь новых специальностей. Еще пять добавились в этом году. К примеру, Кинешемский технологический колледж начинает готовить ребят по «Технологии аналитического контроля химических соединений». Популярны информационные системы и программирование в Ивановском промышленно-экономическом колледже. Вводятся широкие компетенции в учебных заведениях, где получают строительные и коммунальные специальности: «Эксплуатация и обслуживание многоквартирных домов», «Мастер столярно-плотницких, паркетных и стекольных работ», «Эксплуатация сельскохозяйственной техники (было – мастер сельхозоборудования)»…

Даже в профессии повар, говорит Владимир Лазарев, с 2017 года появилась широкая комплексная компетенция, объединяющая три прежних: повар, кондитер, пекарь: «Всего же половина колледжей региона в этом учебном году будут обучать студентов по специальностям и профессиям, входящим в российский топ-50».

Показателем возросшего интереса к колледжам нашей области, в том числе после включения региона в систему WorldSkills, считают в департаменте, стали нынешние итоги набора в колледжи, улучшившие показатели прошлого года. План выполнили почти все учебные заведения системы профобразования. Самые высокие конкурсы на бюджетные места – более 4,5 человека на место – были в ивановских железнодорожном, автотранспортном, энергетическом, техническом, промышленно-экономическом (на компьютерные специальности) колледжах. 

«Мы набрали по плану сто учащихся еще в начале августа, такого не было никогда, – говорит директор Ивановского технического колледжа Вячеслав Маркелов. – Конечно, сказалась и ставка на расширение специальностей. К примеру, вместо автомехаников начинаем готовить мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей. Учим не просто сварщиков, а специалистов ручной и частично механизированной сварки. Ребята идут и на наши фирменные специальности – «Технология металлообрабатывающего производства», «Слесарь по ремонту авиационной техники», «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».

Действительно ли сейчас исчезают профессии токаря, фрезеровщика, сверловщика? «Технологи металлообрабатывающего производства, – отвечает Вячеслав Витальевич, – могут встать к станку. Естественно, они должны получить практику на современном производстве. На «узких» рабочих колледж уже не учит. Последняя группа станочников – на третьем курсе». (Хотя те же «Автокран» и «Кранэкс» пестрят объявлениями, что им они требуются.) Но речь идет о высококвалифицированных кадрах. А разве мальчишкам доверят станок с ЧПУ?

 Справка. По данным комитета по труду, самая востребованная профессия в нашей области – швея. Работодатели подали 1524 заявки в службу занятости. Это – 27,9% от общего их числа. Далее идут операторы (например, операторы связи, технологического оборудования, заправочных станций) – 300, слесари – 278, продавцы и водители – по 260. Ткачи – на шестом месте.

 Перечень нужных специалистов, считают руководители колледжей, нужно составлять и совместно с работодателями. Центр опережающей профессиональной подготовки, о котором говорила министр, нужен и в нашей области. Может, и нам что-то перепадет от федеральных миллиардов? Ресурсные центры в области есть, в том же Ивановском техколледже, но это не те масштабы.

Фабрики вынуждены готовить рабочих самостоятельно

Текстильная отрасль – приоритетная для нашей области. Поэтому директора фабрик на всех областных совещаниях просят представителей системы образования обратить внимание на обостряющуюся проблему кадров: молодежь не идет в цеха даже при наличии современного оборудования.

Почему ткачей причислили к вымирающей профессии?Учащаяся Шуйского многопрофильного колледжа Екатерина Воронина проходила практику на местной швейной фабрике.

«Как же так, ткач – вымирающая профессия? Она очень даже живая! У нас ткачи требуются, как и операторы мотального и сновального оборудования, узловязальных машин, – говорит гендиректор «Навтекса» Ирина Столярова. – Предприятие переживает техническую революцию, обновляя производство, становится российским лидером по выпуску медицинского текстиля. А людей не хватает. Спасибо опытным текстильщикам. Но где молодежь? Мы готовим работников на месте в порядке ученичества. Но нужно возобновлять подготовку текстильных кадров и в государственной системе профобразования».

Замечательно, что в Ивановском промышленно-экономическом колледже готовят компьютерщиков. Но ведь здесь, вспоминают практики, когда-то учили и техников-технологов текстильных изделий. «Этой специальности уже три года как нет», – сообщила «ИГ» менеджер учебного заведения Ксения Ковалёва. – Последняя группа, 15 человек, – на третьем курсе».

…Недавно я разговаривал с работницами сновального цеха Архиповской ткацкой фабрики Савинского района. Для них вопрос – престижная или непрестижная их профессия – не стоит. Маленькое предприятие – главный кормилец поселка. Важен не список профессий сам по себе, а состояние отечественной экономики.

Почему ткачей причислили к вымирающей профессии?Сновальщицы Архиповской фабрики Светлана Ширяева и Ирина Сюкрина.
Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here